Нормы освещения придомовой территории

Содержание

Об обязанности управляющей организации следить за освещённостью придомовой территории

Нормы освещения придомовой территории

общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

Уо несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ.

К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491).

Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п.

11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Уо отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.

2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.

Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).В какие сроки нужно устранять неисправности при внеплановом текущем ремонте

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.

2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

Уо обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Сложившаяся судебная практика также доказывает эту обязанности УО:

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/10322-ob-obyazannosti-uo-sledit-za-osveschyennostyu-pridomovoy-territorii

Нормы освещения территории. Нормы освещения придомовой территории

Нормы освещения придомовой территории

Нормы освещения территории любого многоквартирного дома, а также проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, тротуары и прочее должны быть обязательно освещены.
Нормы освещения территории регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Освещаемые объектыСредняя освещенностьЕср, лкне менееРаспределение освещенностиЕмин / Есрне менее
1Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов200,30
2Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха100,30
3 Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов60,20
4Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений40,20
5Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов20,10
6Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов10,10

Нормы освещения территории детского сада

Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям

Освещаемые объектыСредняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения
1. Групповые и физкультурные площадки2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам10104
Санатории, дома отдыха
4. Въезд на территорию6
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям4
6. Центральные аллеи парковой зоны4
7. Боковые аллеи парковой зоны2
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)10*
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни10*

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома

Все нормы, которые включают в себя в том числе и нормы освещения придомовой территории, каким должно быть освещение во дворе многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в следующей регламентирующей документации.

Нормы освещения территории регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Не стоит забывать что у Москвы существует свой собственный свод регламентов по освещению. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома и наружного освещения придомовой территории.

Освещаемые объектыСредняя горизонтальная освещенность, лк
1. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие части площадей А и Б и пред заводские площади.10
2. Пешеходные улицы:
в пределах общественных центров6
на других территориях4
3. Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:
А и Б4
В2
4. Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий10
5. Открытые пешеходные мостики10
6. Подземные пешеходные тоннели75
7 Мостовые закрытые пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью75
8. Лестницы подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью20
9. Лестничные сходы и смотровые площадки мостовых закрытых пешеходных переходов с прозрачными стенами или застекленными стеновыми проемами50
10. Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. 6:
А6
Б4
В2
Территории микрорайонов
11. Проезды:
основные4
второстепенные, в т.ч. тротуары-подъезды22
12. Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках2
13 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр10

Нормы освещения производственных территорий 

Нормы освещения производственных территорий, где производятся работы определенной сложности, четко прописаны в строительных нормах и правилах. Но разрывы между цехами, технологические проезды, склады временного хранения (разрывы между цехами могут использоваться для этой цели) также требуют освещения.

Нормы освещения разные, но, как правило, средняя освещенность должна быть не менее 20 люкс. Это касается внутренней территории предприятия. Причем нормы по процентному соотношению наиболее освещенной и наименее освещенной точки не оговариваются.

Считается, что ярко освещенная точка дает достаточно рассеянного света для цилиндрической освещенности территории.

Нормы освещенности

Освещение парков

Источник: https://lightru.pro/normy-osveshheniya-territorii/

Дворовое освещение. Освещение двора дома

Нормы освещения придомовой территории
1. Обзор типового дворового освещения
Рисунок 1 – Консольно-установленный светильник типа РКУ
Рисунок 2 – Потери света в светильнике типа ЖКУ, РКУ, НКУ На большинстве многоэтажных панельных домах типового проекта стоят светильники типа РКУ с лампами ДРЛ мощностью 125 ватт (ДРЛ- 125).

Светильники установлены консольно под углом примерно 60 градусов при высоте установки около 6 метров. В подавляющем большинстве случаев светильники не включаются в ночное время по причине их высокого энергопотребления и отсутствия средств автоматического управления освещением.

Даже если система освещения работает, несмотря на то, что лампа ДРЛ является весьма эффективным источником света (светоотдача более чем в 3 раза больше чем у лампы накаливания), суммарный коэффициент использования светового потока для светильника РКУ не превышает 0,5 (см. рисунок 2).

  Общей проблемой систем дворового освещения является значительная высота установки, что затрудняет замену вышедших из стоя источников света. Неработающая система дворового освещения является источником повышенного травматизма, плохой криминогенной обстановки и нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10 (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Нормы освещенности придворовых территорий

Освещаемые участки территорийСредняя освещенность, лк
Пешеходные аллеи и дороги4
Внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды2
Автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках2
Прогулочные дорожки1

Возможные жалобы жильцов о том, что свет во дворе мешает спать, в большинстве случаев не имеют под собой весомых обоснований. Согласно СП52.13330.2011 уровни суммарной освещенности на окнах жилых зданий, создаваемые всеми видами установок наружного освещения, не должна превышать 5 люкс. Если данный показатель превышается, это является следствием следующих факторов: • неправильная установка светильника; • смещение светильника либо лампы в его составе; • завышенная мощность лампы. При этом следует учесть, что светильники используются в первую очередь для создания определенного уровня освещенности площадки основного входа, которая должна составлять согласно СП52.13330.2011 не менее 6 люкс. 

2. Обзор энергоэффективных источников света

В настоящее время для освещения дворовых территорий используются лампы типа ДРЛ, ДРИ, КЛЭ и светодиодные прожекторы и светильники.
Рисунок 3 – Лампа ДРЛ и схема её включения, где Б – балласт (дроссель); Л – лампа Лампы типа ДРЛ (дуговая ртутная люминесцентная) являются наиболее распространенными в настоящее время тип ламп используемых в уличном и промышленном освещении. Лампы ДРЛ обладают меньшей светоотдачей по сравнению другими лампами, но в отличие от них не требуют для зажигания дополнительных высоковольтных запускающих устройств. Основными недостатками данного вида ламп является наличие в их составе ртути (до 100 мг), электронного балласта (дросселя), снижающего КПД светильника, а также значительное время выхода на номинальную мощность (около 7 минут). Металлогалогенные лампы высокого давления (ДРИ – дуговая ртутная с излучающими добавками) широко применяются для наружного и внутреннего прожекторного освещения и архитектурной подсветки. Обладают самой высокой светоотдачей среди газоразрядных ламп и меньшим снижением светового потока при длительных сроках службы.
Рисунок 4 – Лампа ДРИ и схема её включения, где Д – дроссель; ИЗУ – импульсное зажигающее устройство; Л – лампа Основными недостатками ламп ДРЛ и ДРИ являются: • существенна зависимость между излучаемым спектром и питающим напряжением; • высокое тепловыделение; • возможность взрыва лампы; • высокая пульсация света; • содержание в их составе ртути – около 25 мг; • значительное время запуска – от 2 до 10 минут. Недостатки КЛЭ для освещения дворовой территории аналогичны недостаткам КЛЭ, используемых для внутреннего освещения (см. п. 2). Но тут следует учесть, что данные лампы будут использоваться в условиях эксплуатации от -50 до +30 градусов, что при эксплуатации в низких температурах у них снижается световой поток и повышается время выхода на рабочий режим.
Рисунок 5 – Лампа КЛЭ-105 в светильнике типа НКУ
Рисунок 6 – Установленный светодиодный прожектор мощность 30 Вт Несмотря на наличие на рынке широкого спектра светодиодных светильников, в настоящее время в нем преобладают относительно дешевые китайские светодиодные прожектора, выпускаемые под различными марками, построенные на светодиодной матрице в корпусе металлогалогенного светильника с радиатором.  Основными недостатками светодиодных прожекторов являются: • низкая светоотдача матричного источника света (около 70 люмен с ватта); • затрудненный теплоотвод от сосредоточенного источника тепла (светодиодная матрица); • низкая техническая надежность при условии работы в низких температурах; • плохая ремонтопригодность светильника. Так же, как правило, при продаже прожектора на нем часто не указывается его световой поток, что создает трудности при светотехническом расчете. Следует различать светильники и прожекторы. Основной задачей светильника является рассеивание и направление света для освещения зданий, их внутренних помещений, прилегающих к зданиям территорий, улиц и пр. Т.е. он перераспределяет свет внутри больших телесных углов, производит «заливку» светом освещаемую площадь. Как правило, он обладает низким слепящим эффектом при соблюдении условий установки. Если необходимо создать высокую концентрацию светового потока (создать резкую направленность создаваемого света) в светильниках применяют фокусирующие элементы (рефлекторы или линзы). При этом светильник начинает называться прожектором. Следует учесть, что при этом ужесточаются требования установке светильника (высота и направленность) для снижения слепящего действия. В качестве условного примера можно привести обычный фонарик, задача которого – светить только вперед. Если снять с него отражатель, он уже будет светильником. 

3. Сравнение световой эффективности уличных систем освещения

3.1 Схема освещаемой территории

Источник: https://eti.su/articles/svetotehnika/svetotehnika_1167.html

Какие существуют нормы освещенности на территориях дворов

Нормы освещения придомовой территории

В инфраструктуре любого города важную роль занимает уличная подсветка не только дорог и парков, но и придомовой территории. Именно эта подсветка играет важную роль в жизни города для создания безопасных условий передвижения.

Освещение придомовой территории

При этом именно у местных жителей часто возникают вопросы касательно того, насколько правильно была организована в их дворовое освещение и кто за ним должен следить. Об этом и о других вопросах будет рассказываться в этой статье.

Зачем необходимо освещение домов

Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:

  • создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
  • обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
  • дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
  • повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.

Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.

Ночная подсветка двора

Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования.

Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.

Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации.

Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещенность придомовой территории

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта.
К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

Ответственные за свет

Источник: https://1posvetu.ru/montazh-i-nastrojka/normy-osveshhennosti-na-teritoriyah-dvorov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.