Нормы санпин

Нормы СанПиН и СП для школ и университетов в 2020 году

Нормы санпин

СТАТЬИ

Поговорим о частных образовательных учреждениях, о 1000 и 1 норме, предъявляемой к ним, и о том, как с самого начала всё сделать правильно, в этой статье.

Частные образовательные учреждения — это одна из самых прибыльных бизнес-сфер на данный момент. Но так ли просто открыть такой бизнес? На этот и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье!

Какие нормы действуют для общеобразовательных учреждений?

Образовательное учреждение (далее ОУ) — это организация, осуществляющая образовательный процесс и обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся. К таким относятся начальные, основные, средние и полные школы (а также лицеи, гимназии), университеты. Особенность всех этих организаций в том, что реализуют свои образовательные программы они по стандартам, установленным государством. Хорошая новость в том, что государство стандартизирует не только образовательную программу, но и нормы ведения данного бизнеса. Плохая в том, что вам нужно их соблюдать 🙂 На самом деле, плохого в этом ничего нет — ведь это практически пошаговая инструкция по открытию такого бизнеса. В ней разбирается множество подводных камней, дается множество советов. Но их несоблюдение, конечно, влечет за собой ощутимые санкции. Как правило, чтобы избежать проблем с надзорными органами и изначально эффективно распределить инвестиции, перед открытием любого бизнеса разрабатывается проектная документация. Один из важнейших ее разделов — Технологические решения (ТХ) проектной документации.

Нормы СанПиНа для общеобразовательных учреждений

Технологические решения для школ и университетов разрабатываются на основе соответствующей нормативной документации. В первую очередь это “стандартный” (который подходит для большинства сфер) СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Но в случае открытия общеобразовательного учреждения стоит обратить внимание на еще один документ, который разработан именно для этого направления. Регулирует охрану здоровья обучающихся (в первую очередь) в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”. Данный СанПиН регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к:

  1. Размещению общеобразовательного учреждения — подбору здания на подходящей территории;
  2. Организации необходимых условий для эксплуатации помещений учреждения — водоснабжения, канализации, освещения, воздушно-теплового режима, а также оборудованию помещений всем необходимым;
  3. Формированию надлежащего режима образовательного процесса;
  4. Организации медицинского обслуживания обучающихся;
  5. Санитарному состоянию и содержанию учреждения, а также необходимых к соблюдению санитарных норм и правил.

Разберемся со всеми основными пунктами по порядку!

Общие положения данного СанПиНа

В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что данный документ разделяет образовательные программы на 3 уровня:

  • I ступень образования — начальное общее образование;
  • II ступень — основное общее образование;
  • III ступень — среднее (полное) общее образование.

Важно это как минимум потому, что для разного уровня образовательных программ существуют свои особенности к организации.

Еще один очевидный (казалось бы) и важный момент: образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (в этом, кстати, мы тоже с радостью поможем).

И одним из условий для получения заветной лицензии является представление соискателем санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

То есть, для получения соответствующей лицензии необходимо ответственно отнестись к подготовке проектной документации (и ее соблюдению в будущем).

Требования к размещению общеобразовательных учреждений

Размещать общеобразовательные учреждения разрешено в зданиях, которые:

Находятся на земельном участке, соответствующем санитарным правилам;

Размещаются в зоне жилой застройки;

Находятся в отдалении от заводов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, метрополитена и других потенциально опасных территорий.

Еще один важный нюанс — через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения. Также необходимо предусмотреть обеспечение допустимого уровня шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории учреждения, согласно требованиям СанПиНа. И, конечно, важно обеспечить пешеходную доступность учреждения для будущих учеников — их время в пути не должно превышать 30 минут. Именно поэтому такие организации обычно располагаются в каждом районе города и ориентируются на людей, проживающих рядом. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение должно предусматриваться как минимум на половине площади территории. Также, на территории организации важно предусмотреть следующие объекты:

Зона отдыха (для организации подвижных игр и отдыха обучающихся);

Физкультурно-спортивная зона (для выполнения программ учебного предмета “Физическая культура”, что довольно логично);

Хозяйственная зона (располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и должна иметь отдельный въезд);

Зона сбора мусора (оборудованная специальными контейнерами);

Допускается выделение учебно-опытной зоны

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается!

Данный пункт стандартизирует:

Требования к архитектурно-планировочным решениям (например, выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок);

Использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения (сразу забудьте про эту идею — все запрещено);

Необходимое количество помещений и площади здания в соответствии с вместимостью учреждения;

Оборудование гардероба (все просто — размещается на первом этаже здания, для каждого класса выделяется отдельное место, оснащается вешалками для одежды и ячейками для обуви);

Закрепление за каждым классом отдельное учебное помещение (правила адаптируются под соответствующую ступень образования);

Оборудование специальных кабинетов — лабораторий, спортивных залов, бассейнов, санузлов.

Особые правила предстоит соблюсти при открытии интерната — данный пункт СанПиНа регламентирует необходимый состав помещений.

Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

Данный пункт содержит все основные требования, которые необходимо выполнить еще на этапе разработки проекта. В нем разбирается:

Как оборудуются помещения и какое оборудование можно использовать (например, можно использовать только специальные парты. Да что там парты, стандартизируется даже подбор учебных досок!);

Как маркируется оборудование;

Какие помещения необходимо предусмотреть при открытии общеобразовательной организации.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Здания ОУ оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий. Температура воздуха в зависимости от климатических условий также должна быть оптимальной:

В учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе — 18-24 градусов C;

В спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17-20 градусов С;

В спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20-24 градусов С;

В медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20-22 градусов С;

В душевых — 25 градусов С.

Соответственно, для контроля температуры все помещения должны быть оснащены бытовыми термометрами. Для поддержки необходимого уровня температуры проектируется соответствующие инструменты вентиляции и отопления. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Требования к естественному и искусственному освещению

Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Проект должен содержать расчеты о том, что естественного света будет достаточно, или, о необходимости использования искусственного освещения. В данном пункте вам откроется совсем другое значение поговорки “Учение — свет…” — правил его организации действительно много. Что важно учесть:

Для разных помещений необходимо разное освещение, например, для актовых и спортивных залах необходимо двустороннее боковое естественное освещение, а для библиотеки подойдет оснащение искусственным светом;

Учебные помещения должны быть оборудованы в соответствии с нормой светового коэффициента (СК — отношение площадки остекленной поверхности к полу). СК должен быть не меньше, чем 1:6;

Для разных помещений необходим разный свет — теплый или холодный, мощный или слабый.

Требования к водоснабжению и канализации

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения:

помещения пищеблока, столовая и буфетные;

душевые, умывальные и кабины личной гигиены;

помещения медицинского назначения;

мастерские трудового обучения;

помещения начальных классов;

кабинеты рисования, физики, химии и биологии;

помещения для обработки уборочного инвентаря.

При отсутствии централизованного водоснабжения в здании необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды и установить систему ее подогрева. И еще один важные момент: в зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации.

Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей!

Требования к помещениям и оборудованию ОУ, размещенных в приспособленных зданиях

Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) основных зданий общеобразовательных учреждений. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Данный пункт — просто кладезь полезных советов для того, кто открывает бизнес в сфере образования. В нем рассказывается о том, с какого возраста можно принимать детей в ОУ, сколько человек должно быть в классе, сколько уроков в день может проводиться. Задача данного пункта — организовать образовательный процесс так, чтобы учащиеся не переутомлялись, но в то же время успевали освоить всю надлежащую программу.

Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками ОУ

Выделим 3 самых важных пункта:

Во всех ОУ должно быть организованно медицинское обслуживание учащихся;

Медосмотры должны проводиться регулярно, как у детей, так и у работников организации;

Классные руководители должны вести лист здоровья своих подопечных.

Требования к санитарному содержанию территории и помещений

Так как данный вид деятельности предполагает работу с детьми, особое внимание необходимо уделять поддержанию чистоты во всех помещениях ОУ. В первую очередь — должна проводиться ежедневная влажная уборка всех помещений, а также ежемесячная генеральная уборка. Помимо кабинетов необходимо очищать вентиляционные решетки, дезинфицировать общие помещения (особенно тщательно — уборные и медицинский кабинет), вывозить мусор.

Требования к соблюдению санитарных правил

И, конечно, завершающий пункт данного СанПиНа. Он напоминает, что ответственным лицом за организацию и полноту выполнения всех санитарных правил является руководитель ОУ.

Как открыть образовательное учреждение, изначально соответствующее всем нормам?

Именно об этом мы говорили в самом начале статьи — перед открытием бизнеса необходимо ответственно подойти к разработке проектной документации, а особенно разделу “Технологических решений”. Ведь на его основе проходит проектирование всех смежных разделов, будь то электрика, вентиляция, водоснабжение или водоотведение. Подготовка проектной документации помогает бизнесу заранее продумать план помещений и подготовиться к организации эффективной работы. Задачей специалиста-технолога на данном этапе является: Описание технологических решений организации работы общеобразовательного учреждения;

Согласование планировочных решений с заказчиком с учетом требований нормативной документации;

Расчет вместимости и наполняемости каждой из групп, а также необходимой площади помещений и учебных зон;

Подбор и расстановка технологического оборудования;

Расчеты количества образующихся отходов от технологических процессов;

Выдача заданий на проектирование смежных разделов.

Теория и практика в обучении

Учителю, как никому иному, известно о том, какую важность носит правильная и системная подача материала на уроках. Каждая следующая тема должна быть основана на уже изученном ранее материале, а изученная теория должна быть в полной мере подкреплена практикой. Все это образует систему обучения, продуктом которой являются четко структурированные знания в умах учеников. В этом плане система обучения ничем не отличается от технологии организации процесса обучения в учебном заведении.

Для функционирования любой системы, прежде всего, нужно ее правильно спроектировать. Для заказа проекта технологических решений, консультации или аудита уже существующего, оставьте заявку в форме ниже или позвоните по телефону +7(499)938-57-10, все консультации бесплатны.

Источник: https://akb-project.ru/sanpin/normi_sanpin_i_sp_dlya_shkol_i_universitetov

Что такое СанПиН: значение норм и правил с расшифровкой

Нормы санпин

На вопрос, что такое СанПиН, можно дать общий ответ – это санитарные правила и нормы. Это целая серия нормативов. Их принимают на законодательном уровне, и значение термина – официальное постановление, обязательное к исполнению.

Также Википедия приводит в статье о СанПиН несколько более простых определений постоянно употребляемого в разных значениях слова – гигиенические или санитарные правила, свод разработанных нормативных актов, результат стандартизации бытовых, строительных или эксплуатационных норм.

Санитарные правила и нормы

Основные нормы

функция СанПиН – облегчение жизни человека путем избавления его от вероятных опасностей. Разрабатывая и утверждая СанПиН, государство принимает целый ряд подзаконных нормативных актов, в которых размещены требования и описания правильных действий или манипуляций.

Они направлены на стабилизацию разработанных на многолетнем опыте правил или внедрение новых норм по мере возникновения насущной необходимости.

Стоит отметить следующее:

  1. Длинный список СанПиН – это не демонстрация каких-то особых условий или требований, принятых по прихоти государства, инстанций или министерств.
  2. СанПиН означает, что существуют специальные нормы, выполнение которых обязательно, потому что только оно позволяет в достаточной мере сохранить здоровье человеческой популяции, независимо от ее численности, а также воспрепятствовать распространению потенциальных опасностей.
  3. Для внедрения СанПиН в повседневную практику или определения тактики в экстремальных ситуациях существует исполнительный механизм. Именно он делает выполнение СанПиН обязательным для любой категории населения – юридических и должностных лиц, государственных органов и инстанций, а также простых граждан.
  4. Необходимость выполнения СанПиН предусмотрена для всех, вне зависимости от их подчинения, принадлежности и статуса.

Государство создает надзорные и контрольные органы, в обязанности которых входит проверять выполнение норм, обозначенных и закрепленных в СанПиН, разъяснять целесообразность и пользу от их соблюдения, применять репрессивные меры за невыполнение предписаний.

Это может быть административная ответственность или даже уголовная, которая закреплена в Кодексе об административных правонарушениях или в Уголовном Кодексе. Потому что такие нарушения могут привести к опасным (а иногда и непоправимым) последствиям.

Тонкости

СанПиН – это нормативный акт, в противоречие с которым не должны вступать никакие другие нормативы.

Разрабатывая правила осуществления любого строительства и нормы удаления, прописанные в СНиП, охрана труда, медицина, ветеринария или санитарные условия, учитывают их соответствие СанПиН.

Подзаконные правовые акты, именуемые СанПиН, существуют для любых аспектов жизни человека. Их введение предусмотрено при любом государственном строе, вариативных формах собственности.

В Российской Федерации в большинстве случае используется СанПиН, разработанный в эпоху массового строительства, государственной стандартизации и госнадзора за эпидемиологической безопасностью. В создании СанПиН для каждой отрасли народного хозяйства, медицинских и общественных учреждений, ДОУ принимали научно-исследовательские институты, академии, высшие учебные заведения.

В их обязанность входило изучение практических наработок и создание теоретической базы. Граждане любого социального статуса должны быть осведомлены о существовании требований СанПиН, необходимости и обязательности их выполнения, ответственности за нарушения, предусмотренной в законодательном порядке.

Для дошкольных учреждений

Необходимость соблюдения СанПиН

Каждые пять лет принимаются нормы СанПиН, действие которых распространяется по всей территории федерации. Субъекты государства принимают СанПиН с действием на год, но могут на два срока продлевать уже существующие правила.

Необходимость внесения коррективов может возникать при получении новых знаний, изменении экологической обстановки, разработке производств и технологий, ранее не учтенных, новых медицинских разработок или сведений, о которых не было известно ранее.

Требования к непременному соблюдению норм СанПиН могут направляться на разные цели – строительство, безопасность труда, эргономику, торговлю, транспорт и общепит, переработку отходов, образование, медицинские учреждения, а также факторы производственной среды (физические, биологические или химические).

Соблюдение СанПиН может означать обеспечение различных надобностей в зависимости от специфики и направления:

  • отсутствие пандемий и эпидемий, относительно невысокий уровень заболеваемости, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • правильную планировку рабочих мест, безопасность производственных процессов, здоровье работников на производствах разного типа;
  • нормы проживания в жилых зданиях и помещениях – СанПиН 1.2.2645-10;
  • отсутствие опасных факторов загрязнения окружающей среды, мест обитания человека, его профессиональной деятельности или окружающей природы;
  • деятельность детских образовательных учреждений (школ и садиков), заведений для получения высшего и среднего образования с учетом требований для здоровья обучающихся;
  • качество коммунальных услуг, работу общепита, парикмахерских, общественных зданий и мест.

В Российской Федерации применяются нормы и правила, именуемые СанПиН, разработанные в Советском Союзе и утвержденные Министерством Здравоохранения СССР. Их выполнение предусмотрено приказом Главного санитарного врача РФ еще в 1996 году.

Было бы нерационально и неразумно не использовать колоссальный практический опыт и теоретическую базу, накопленные за долгое время.

Оговорки допускаются только в части, которая вступает или может вступать в противоречие с действующим законодательством России.

Классификатор нормативных актов, методических указаний и руководств был создан еще в 1993 году. На его основе составлен перечень ранее разработанных документов.

Правила для дошкольных учреждений

Что такое СанПиН в детском саду? Это список санитарных правил и требований, необходимость соблюдения которых предусмотрена для любых категорий ДОУ, занимающихся присмотром и воспитанием детей дошкольного возраста. Это может быть детский сад, государственный или частный, детский дом, интернат, развивающий центр, художественный кружок, танцевальная или театральная студия.

Данный СанПиН был принят в 2013 году, и в него неоднократно вносились изменения. Коррекция норм в основном документе проводилась в 2017 и 2018 годах. Требования к детям зависят от умственных, физических, личностных и интеллектуальных особенностей каждого.

Именно они определяют, в какую по составу и специализации группу оформляется ребенок. Есть максимальное количество малышей в группе, которое обусловлено вышеперечисленными особенностями или их отсутствием.

Режим дня зависит от принятых санитарных норм, которые регламентируют время приема пищи, игр, сна и обучения. СанПиН определяет требования к питанию, помещениям, температуре, проветриванию, состоянию кухни и т.

д.

Правила для школ

Что такое СанПиН в школе? Это СанПиН 2.4.2.2821-10, принятый в конце 2010 года. Его тоже неоднократно корректировали. В нем прописаны требования к месту размещения здания, оборудованию помещений (мебельному, канализационному и водному, режиму обучения, определению температурных градаций тепла и холода, освещению).

Ученики должны узнавать о санитарных правилах от учителей и соблюдать их в школе. Помощь в этом должны оказывать педагогический коллектив в целом, персонал, медицинские работники.

Правила для медработников

Что такое СанПиН в медицине? Это нормы, установленные для всех учреждений, имеющих отношение к медицине, изложенные в СанПиН 2.1.3.2630-10 с коррективами, внесенными в 2015 году.

В этих санитарных нормах изложены твердые требования к персоналу, особенности оборудования различных отделений и размещения самого здания в зависимости от профильного использования.

Профилактика развития инфекций и распространения заболеваний изложена в нормах дезинфекции помещений, оборудования, рук медработников и кожных покровов пациентов, применение средств обеззараживания и даже их необходимый расход.

Каждый свод правил, разработанных для профильного использования, предусматривает все необходимые мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-гигиенической безопасности людей, их здоровья и благополучия. Для более эффективного использования могут периодически вводиться методические указания и руководства, оптимизирующие уже указанные процессы.

Источник: https://ProNormy.ru/stroitelstvo/uchastok/chto-takoe-sanpin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.