Новая программа сноса домов

График сноса пятиэтажек в Москве – реновация жилья

Новая программа сноса домов

Утвержденный график сноса пятиэтажек в Москве (реновация), списки домов под снос по округам, список домов для реновации. Онлайн-консультация юриста.

Тема жилья актуальна для многих москвичей. После того как было принято решение продолжить программу ликвидации пятиэтажных домов, интерес к этому вопросу возрос многократно.

График сноса пятиэтажек в Москве, реновация – наиболее обсуждаемые темы сегодня среди тех, кто живёт в объектах этого жилищного фонда столицы. Данная программа вызывает у жителей Москвы множество вопросов.

После её утверждения 1 августа 2017 года наиболее острым вопросом является план предстоящего сноса – последние новости ниже.

История сноса пятиэтажек в Москве

Снос пятиэтажных домов был начат ещё в 1990 годах мэром Юрием Лужковым. Тогда эта программа включала в себя 1722 объекта определённых, так называемых сносимых, серий К-7, II-32, II-35, 1МГ-300 и 1605-АМ. Эти дома были признаны устаревшими как с технической, так и с моральной точек зрения.

Изначально планировалось окончить ликвидацию и строительство новых объектов жилищного фонда к 2010 году. Однако, правительство Москвы столкнулось с рядом трудностей, в том числе и с отсутствием финансов на снос домов из-за кризиса 2008 года.

К 2017 году в столице оставалось несколько десятков домов «сносимых» серий, ожидающих своей очереди к ликвидации.

В феврале 2017 года было принято решение продолжить снос московских пятиэтажек. Инициированная мэром столицы Сергеем Собяниным новая программа реновации нашла поддержку Президента России. Для её осуществления были внесены поправки в отдельные законодательные акты, принят так называемый закон о реновации.

По состоянию на август 2017 года график сноса пятиэтажек по программе реновации подразумевал ликвидацию 5144 объектов жилого фонда, то есть более 350 тысяч квартир, позже в список домов, включенных в программу реновации, не раз вносились изменения. Программа реновации затрагивает все административные округа столицы, ликвидация и возведение нового жилья будет проходить по всей Москве.

Активная реализация новой программы сноса началась после завершения предыдущей, то есть ликвидации оставшихся нескольких десятков домов. Часть из них была снесена за счёт денежных средств городского бюджета, а часть — за счёт вложений инвесторов. График реновации пятиэтажек в Москве подразумевал завершение ликвидации «сносимых» серий до конца 2018 года.

Сама программа реновации рассчитана на пятнадцать лет, то есть до 2032 года планируется осуществить снос пятиэтажного жилого фонда и построить новые объекты на освободившейся территории. По заявлениям руководителя Департамента строительства Москвы возводимые объекты будут построены по современным проектам, в основе которых монолитные конструкции и панели, способные прослужить около ста лет.

Список домов, включённых в программу реновации

Реновация пятиэтажного жилищного фонда была одобрена мэром Сергеем Собяниным в августе 2017 года. Участвующие в ней дома определяли сами жильцы путём ания, которое проходило в мае-июне 2017 года. График переселения по реновации подразумевает участие тех объектов, большинство из жильцов которых высказалось в пользу этого.

График ликвидации домов по реновации подразумевает снос объектов практически во всех районах столицы.

При составлении итогового списка объектов мэрия Москвы руководствовалась не только мнением самих жильцов, но и заключениями технических специалистов о состоянии пятиэтажек.

В список объектов для ликвидации попали в основном пятиэтажные панельные дома 1957-1968 годов постройки. Наибольшее число домов под снос запланировано в ВАО Москвы, а наименьшее в ЗелАО и ТиНАО.

Осуществляться реновация будет волновым методом. Вначале построят стартовый объект, куда переселят жителей первого ликвидированного дома. На его месте возведут второе здание для жильцов следующего сносимого объекта и так далее.

26 сентября 2017 года карта первых стартовых площадок, где будут строить дома по программе реновации, появилась на сайте мэрии столицы mos.ru, а заселение первого дома на 5-й Парковой улице, д. 62Б в ВАО столицы по программе реновации жилья началось уже в феврале 2018 года.

Законодательство предусматривает предоставление жителям сносимых пятиэтажек равнозначного жилья с улучшенной отделкой. Новое жильё будет пригодно для проживания без каких-либо дополнительных ремонтных и отделочных работ.

Изначально планировалось участие в программе реновации восьми тысяч домов. Однако, этот список значительно сократился по итогам ания жителей. В него помимо хрущёвок 1960-х гг. постройки вошли и некоторые девятиэтажки, а также «сталинки».

График сноса домов и переселения по реновации

После того как реализация программы была утверждена наиболее актуальным для москвичей стал вопрос о том, когда будет график сноса пятиэтажек по реновации. Этот вопрос волнует как тех, чьи дома участвуют в проекте, так и остальных жителей Москвы.

Когда же ждать график сноса и переселения по программе реновации? Какие последние новости? Графики этапов переселения домов по большинству проектов программы реновации жилья в столице будут утверждены до конца года, сообщил мэр столицы Сергей Собянин 17 июля 2020 года в интервью радио «Комсомольская правда».

12 августа 2020 года Правительство Москвы определило очередность переселения участников программы реновации. График сноса домов и переселения по реновации доступен по ссылке Приказ №45/182/ПР-335/20 от 12.08.2020 г. «Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» (pdf., 1.5Mb) и на официальном портале Мэра и Правительства Москвы mos.ru.

В первый этап новые квартиры получат почти 170 тысяч москвичей, проживающих в 930 старых домах. Во второй этап — с 2025 по 2028 год — планируется начать переселение более 1630 домов, а это еще 330 тысяч москвичей. Остальные — около 380 тысяч человек — переедут на третьем этапе, с 2029 до 2032 года. Тогда планируется расселить более 1800 домов.

Отметим, что в дальнейшем сроки переселения будут актуализироваться и при необходимости могут быть скорректированы: в зависимости от хода строительства, подбора площадок, реализации пожеланий жителей, высказанных на публичных слушаниях, сроки переезда могут измениться.

Кроме того, в опубликованном перечне есть дома, для которых сроки переселения еще не определены — это 688 домов. Для этих территорий дорабатывается градостроительная документация.

Как только все документы будут утверждены, жителям этих домов отдельно сообщат о сроках переезда.

Этапы будут определены по мере утверждения градостроительной документации, но не позднее конца первого квартала 2021 года.

При определении этапов переселения специалисты оценивали целый ряд факторов. В первую очередь это наличие свободных земельных участков. При этом важно было не просто найти землю для строительства максимально близко к расселяемым домам, но и соблюсти другие условия.

Участок должен соответствовать всем требованиям градостроительного проектирования, а также строительным нормам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям безопасности и экологии.

Также при подборе участка оценивалась его транспортная доступность и возможность обеспечения машино-местами жильцов будущего дома.

Помимо этого, в строящемся доме должны быть предусмотрены равнозначные квартиры для всех участников программы из расселяемых домов.

При этом для жителей коммунальных квартир и общежитий должны быть предусмотрены отдельные квартиры, а для очередников — квартиры, исходя из нормы предоставления жилой площади.

При проработке планировок также учитывались разнообразные варианты для тех, кто захочет увеличить площадь новой квартиры или даже приобрести еще одну со скидкой за счет механизма докупки.

Карта стартовых площадок по программе реновации

Список столичных кварталов, где будут построены стартовые дома, был утвержден 26 сентября 2017 года. В перечень стартовых площадок изначально было включено 210 территорий.

При этом перечень стартовых площадок периодически пополняется и на начало 2020 года насчитывал 431 стартовую площадку.

На этих площадках были расположены как уже готовые, так и строящиеся дома, а также участки, занятые парковками и ветхими зданиями.

Официальная карта стартовых площадок по программе реновации размещена на сайте Стройкомплекса Москвы.

Анастасия Гончарова.
Официальный портал Мэра и Правительства Москвы / mos.ru

.

Источник: https://MosRenovaciya.ru/voprosy-otvety/grafik-snosa-pyatietazhek.html

Так не называемая реновация

Новая программа сноса домов

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья — об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

В нем есть отсылки к опыту реновации в Москве: необходимость согласия двух третей собственников и арендаторов, предписание выдавать переселенцам равноценное жилье в своем районе или денежную компенсацию.

Но упоминается и необходимость «комплексного развития территорий» с возможностью принудительного изъятия недвижимости: напомним, правительственный законопроект с аналогичными формулировками в 2019 году подвергся критике и был изменен.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

В документе предлагается дать местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Так, Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью . Порядок учета должны определить местные власти.

Многое в законопроекте явно взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.

Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе. Собственники также могут выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. Интересно, что само понятие реновации в документе не упоминается.

Законопроекты о всероссийской реновации по примеру Москвы уже вносились в Думу. Так, в 2018 году депутаты Галина Хованская и Сергей Миронов предлагали включать дома в программу с согласия всех, а не двух третей собственников, а также предусматривали квартиры для жителей коммуналок.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тогда приводил результаты соцопросов о желании 70% граждан видеть реновацию в своем регионе (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Однако госпожа Хованская признала, что к запуску программ переселения готовы лишь в нескольких регионах, включая Уфу, Казань и Санкт-Петербург.

Ее проект так и не был принят Госдумой.

В Минстрое РФ два года назад опасались, что дороги и коммунальные сети не выдержат нагрузки от масштабных строек, а также не понимали источников финансирования программы. К примеру, в Санкт-Петербурге более 7,2 тыс. зданий 1950–1969 гг. постройки общей площадью 27,3 млн кв. м.

Для строительства такого же объема потребуется более 1,44 трлн руб. (при себестоимости 1 кв. м в регионе 52,8 тыс. руб.; данные Росстата). Иначе говоря, Санкт-Петербургу потребуется до трех годовых бюджетов, и это без учета расходов на снос домов.

Впрочем, опыт столицы показывает, что расходы могут оказаться еще выше. В сентябре 2020 года Московский фонд реновации провел аукцион на строительство типичного для реновации 60-метрового дома на Долгопрудной улице за 1 млрд руб., рассчитывая построить за эти деньги 7,6 тыс. кв. м квартир (по 138 тыс. руб.

за «квадрат», но без учета нежилого первого этажа и подземной парковки на 79 мест).

В обосновании к новому законопроекту говорится, что расходов из бюджета РФ он не потребует, а финансирование должны найти местные власти.

При этом в тексте определен порядок привлечения инвесторов к стройкам — через аукционы. В них смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие хотя бы 5 тыс. кв. м. квартир.

По итогам работ они должны передать властям коммунальную и другую инфраструктуру.

Примечательно, что вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале 2020 года заявлял, что о запусках программ реновации по всей стране можно будет говорить после «наладки» работы нынешних жилищных программ.

Отметим, что ключевым понятием законопроекта выступает «комплексное развитие территорий».

Решение о таком развитии и последующем привлечении инвесторов местные власти смогут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции.

Новый механизм комплексного развития территорий, говорится в пояснительной записке, поспособствует «обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан».

Между тем формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов. Через год, после критики, норма об изъятиях из закона исчезла (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года).

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская критикует новый законопроект как процессуально, так и по существу. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.

Авторы поправок, по мнению госпожи Хованской, хотят избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — недоумевает госпожа Хованская.

Депутат также считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4500523

Всероссийская реновация

Новая программа сноса домов

Новый законопроект о реновации ветхого и аварийного жилья предложили распространить на всю Россию. Законодательную инициативу поддержало правительство. Рассказываем, как планируется сносить жилье и расселять граждан по новой программе

Станислав Красильников/ТАСС

Новый законопроект о всероссийской реновации содержит пул мероприятий, которые должны ускорить расселение аварийного жилья, в том числе предусматривается комплексное развитие территорий совместно с инвесторами. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин в четверг, 24 сентября, на заседании «Девелопмент клуба».

По словам вице-премьера, сейчас идет активное обсуждение закона — какие будут утверждены параметры в окончательной версии документа, станет понятно после обсуждения в первом и втором чтениях. В проекте закона есть целый ряд предложений, которые помогут ускорить расселение аварийного фонда, отметил Хуснуллин.

Как будет работать механизм всероссийской реновации

За основу нового законопроекта о комплексном развитии территорий была взята московская программа реновации пятиэтажек. При этом в проекте закона на 119 страницах слово «реновация» ни разу не упоминается, речь идет о реконструкции и комплексном развитии территории.

Программа станет добровольной, а вхождение в нее будет реализовано по московскому опыту — анием.

«Законопроектом предлагается включать в программу по сносу и реконструкции дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях, а для выхода из программы будет достаточно более одной трети от общего числа всех собственников помещений в многоквартирном доме», — пояснил «РБК-Недвижимости» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев.

По словам сенатора, законопроект предусматривает общественные слушания и обсуждения. Таким образом, существует сразу два барьера, которые позволят жителям самостоятельно принимать решения о развитии своего района, а также сносе конкретных домов.

Собственники земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах застраиваемой территории, получают право самостоятельно инициировать деятельность властей по комплексному развитию территории, отмечает Журавлев.

Законопроект предусматривает изменения в Градостроительный кодекс для совершенствования комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья, сноса или реконструкции в рамках региональных адресных программ.

По мнению авторов законопроекта, новый механизм предлагает универсальный подход к комплексной застройке территорий вне зависимости от того, что там расположено сегодня: аварийное жилье, ветхое жилье или промзона.

Помимо аварийных домов, в программу предполагается включать самовольные постройки, территории, используемые не по назначению, и любые другие кварталы, в отношении которых местные власти приняли решение о реконструкции или сносе.

Законопроектом предлагается установить, что территория, в отношении которой принимается решение о застройке, не менее чем наполовину должна быть занята аварийным жильем или иным жильем, подлежащим сносу.

Раньше при переселении граждан из аварийного жилья у властей не было возможности включать в проект дополнительные земельные участки.

Если закон будет принят, то у регионов появится возможность создавать комплексную застройку с общественными пространствами, а не вести точечную застройку на месте сносимых домов, пояснил зампред Совфеда.

Правом принять решение о реновации будут наделены высшие исполнительные органы субъектов России.

Они смогут разработать и утвердить адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии территории.

Регионы сами смогут определять содержание программ, источники финансирования, порядок выявления мнения граждан, технические характеристики домов, которые могут быть включены в программу.

По мнению авторов законодательной инициативы, реализация законопроекта позволит дать старт комплексной программе по улучшению качества жилищных условий российских граждан во всех регионах страны.

Михаил Джапаридзе/ТАСС

Экспертное мнение

В новую программу под снос теоретически могут быть включены и вполне благополучные дома, но в этом и смысл реновации — ведь пятиэтажки в Москве могли бы простоять еще десятки лет, но их «приносят в жертву» ради комплексности развития, говорит директор по территориальному планированию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» Владимир Трояновский.

«Тема реновации застроенных территорий в современной России — одна из самых актуальных и наболевших. Практически все крупные города исчерпали возможности экстенсивного роста.

Расширение городов по принципу масляного пятна — самая выгодная для инвесторов схема, но с градостроительной точки зрения она порождает непреодолимые проблемы, прежде всего транспортные, экологические. То есть альтернативы проектам развития застроенных территорий попросту не существует», — отмечает Трояновский.

Основная причина, почему в России так мало реальных кейсов с проектами реновации, по мнению эксперта, кроется в инвестиционной плоскости — проекты реновации должны быть выгодными для частных участников и легко просчитываемыми по рискам.

В регионах проекты реновации должны идти параллельно с государственными или муниципальными программами, например — по сносу аварийного жилья, сносу жилья с недостаточным уровнем сейсмостойкости и аналогичными, считает Трояновский.

Не случайно в рассматриваемом законопроекте авторы уже ограничили минимальный порог аварийного жилья на уровне 50%, но нужно более четко прописать взаимосвязь и взаимоувязку проектов реновации с исполнением муниципальных и государственных программ в жилищной сфере, отмечает эксперт.

 

Идея всероссийской программы реновации впервые была озвучена в июне 2018 года.

В ходе прямой линии с президентом руководитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская спросила Владимира Путина о возможности распространить программу реновации на всю страну.

Тогда президент допустил ее распространение и на регионы. В сентябре 2018 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Хованская внесли на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект.

Предполагалось, что в регионах, в отличие от столицы, дома будут не только сносить, но и реконструировать. Также в законопроекте предлагалось включать дом в программу, если за это проголосуют все собственники, а жителям коммуналок предоставлять отдельные квартиры.

С инициативой о проведении всероссийской реновации осенью 2019 года также выступило законодательное собрание Санкт-Петербурга. Законопроект предлагал создание механизма реновации жилья, приемлемого для всех субъектов РФ.

Подмосковные власти также занимаются разработкой собственной программы реновации, которая предусматривает доработку механизма развития застроенных территорий. Эта программа позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций.

Московская программа была утверждена мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение свыше 350 тыс. квартир, в которых проживает более 1 млн человек. В программу реновации вошло более 5 тыс. жилых домов. Программа должна завершиться к 2035 году.

Реновация жилого фонда де-факто шла и при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове. Так называемая программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки стартовала в 1999 году и предусматривала снос и расселение ветхого жилого фонда. За все время программы было снесено 12 млн «квадратов» из 20 млн кв. м пятиэтажек.

18 сентября сенаторы от «Единой России» Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект по реновации жилья по всей России. Документ регулирует комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья. Одновременно законопроект затрагивает комплексную реновацию промышленных территорий.

Накануне премьер-министр Михаил Мишустин заявил о концептуальной поддержке всероссийской реновации, по его словам, правительство будет участвовать в работе над проектом закона. Главное, отметил премьер, чтобы мнение жителей муниципалитетов учитывалось при принятии решения о реновации.

В январе 2020 года Хуснуллин предложил распространить московский опыт реновации на все регионы. По его словам, жилье в стране стареет серьезными темпами и проблема требует комплексного решения.

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская раскритиковала проект федерального закона, регулирующий комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f6c471f9a79474bd88cf818

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Новая программа сноса домов

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть