Новое в управлении многоквартирными домами

Содержание

Непосредственное управление многоквартирным домом в 2020 году: изменения, плюсы и минусы, порядок перехода

Новое в управлении многоквартирными домами

Согласно Жилищному кодексу РФ, управление многоквартирным домом необходимо для того, чтобы создавать комфортные и безопасные условия для проживания граждан, решать вопросы использования общего имущества, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций.

Этим обычно занимаются специальные организации. Но ЖК РФ предусмотрено также непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений, значение которого отражено в названии – владельцы квартир самостоятельно управляют своим домом.

Разберем, чем хорош такой способ и есть ли у него недостатки.

Сколько квартир должно быть в доме для его полной самостоятельности

ЖК РФ предлагает три формы управления многоквартирными домами (далее по тексту – МКД):

  1. Руководство общим имуществом и прилегающей территорией обеспечивает управляющая компания (УК), имеющая соответствующую лицензию на осуществление подобного рода деятельности.
  2. Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
  3. Непосредственное управление общим имуществом собственниками помещений МКД, без привлечения сторонних организаций (ст. 164 ЖК РФ).

Способ управления определяется исключительно по выбору владельцев помещений в МКД. Решение принимается на собрании простым большинством – 51%. При этом замена одной формы правления на другую может происходить в любое время.

Но есть очень важный нюанс – ЖК РФ установлено, что воспользоваться непосредственным управлением вправе собственники тех домов, число квартир в которых не превышает 30.

Изменения в этом вопросе к 2020 году отсутствуют – несмотря на то, что установленное ограничение по числу квартир нарушает права владельцев помещений, количество которых более 30.

К общему имуществу МКД относятся:

  1. Земельный участок под МКД.
  2. Места общего пользования: лестницы, лестничные проемы, чердаки, технические этажи, лифты, коридоры – иными словами, те помещения, которые не являются квартирами и предназначены для обслуживания помещений данного дома, в том числе подвалы, в которых находятся инженерные коммуникации.
  3. Плиты, перекрытия, окна, двери.

Какие задачи становятся перед собственниками помещений, решившимися взять полное управление домом в свои руки:

  • Обслуживание общих помещений.
  • Текущие ремонты помещений МКД.
  • Уход за придомовой территорией.
  • Распределение денежных средств.

При этом текущие ремонты и благоустройство территории собственники либо осуществляют своими силами, либо привлекают подрядчиков.

Порядок перехода на непосредственное управление МКД

Как правило, все организационные моменты берет на себя инициативная группа особо активных владельцев помещений в МКД.

Порядок перехода:

  1. Оповещение собственников о дате и месте проведения собрания. Обозначение цели.
  2. День собрания, ание. Закрепление результатов в виде протокола. Выбор председателя, обсуждение насущных вопросов.
  3. В течение 5 дней после проведения собрания выбранный представитель направляет уведомление о принятом на собрании решении:
  • Организации, которая ранее занималась управлением домом;
  • В органы, уполномоченные на ведение муниципального жилищного контроля.

Уведомление также должно содержать сведения о представителе интересов собственников помещений МКД.

Как заключаются договора с обслуживающими организациями

Договор с поставщиками ресурсов газо-электро-тепло-водоснабжения оформляется между юридическим лицом (держателем ресурсов) и физическим лицом – собственником квартиры.

Таким образом, владельцы квартир либо в индивидуальном порядке заключают договора с каждым поставщиком, либо делегируют свои полномочия одному официальному представителю, который действует от имени и в интересах остальных собственников квартир МКД.

Если в течение года после выбора непосредственной формы управления собственники не заключили договора, считается, что их руководство не состоялось. Владельцы помещений будут лишены собственного управления, администрация объявит конкурс на выбор управляющей компании.

Стоит ли управлять многоквартирным домом самостоятельно

Мы выделили некоторые особенности управления в виде наглядной таблицы, чтобы вы могли взвесить все «за» и «против» и решить, подходит вам такая форма управления или нет.

Таблица преимуществ и недостатков при непосредственном управлении МКД:

ПлюсыМинусы
К несомненным преимуществам можно отнести некоторую экономию средств, которая образуется за счет отсутствия управленческого аппарата. Однако нельзя забывать, что избавиться от всех расходов не удастся: оплата услуг дворников, ремонтников, сантехников. Тем не менее, трата средств на коммунальные услуги в соответствии и на заработную плату приглашенных мастеров, способствуют рациональному расходованию средств.При непосредственном управлении МКД теряется возможность получения социальных программ: например, обустройства детской площадки.Потеряют собственники квартир и право на материальную поддержку при капитальном ремонте.Также эта форма управления не предполагает контроль жилищных инспекторов. Больше самостоятельности, но и ответственности в разы больше.
Владельцы квартир не несут ответственность за лицо, не оплачивающее коммунальные счета. Поставщик услуг имеет право взыскать долг непосредственно с должника, что не затрагивает интересы остальных жителей.Если возникает необходимость в каких-либо улучшениях, а часть собственников квартир отказалась принимать в них участие, то расходы ложатся на плечи только заинтересованных лиц. Если иное не предусмотрено решением общего собрания, разумеется.
Личная заинтересованность в выгодных договорах, ценах, добросовестных подрядчиках, комфортных условиях, максимально прозрачные управленческие и денежные схемы – чем не преимущество?Управление будет отнимать много личного времени у инициативной группы или председателя. А он, кстати, наверняка должен будет выполнять свои обязанности без вознаграждения. Трудности при ведении документации и отчетности.
Все собранные средства тратятся на обслуживание общего имущества одного МКД. В то время как УК распределяет деньги между всеми домами, которыми управляет.Решать проблемы с поставщиками, подрядчиками придется без какой-либо помощи извне. Также возможно не достижение соглашения по тем или иным вопросам между самими собственниками. Наличие существенных разногласий усложнит процесс непосредственного управления.

Подведем итоги

При непосредственном управлении МКД собранием собственников выбирается ответственное лицо, которое представляет интересы остальных жильцов при заключении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, а также при решении других важных задач. Деятельность представителя контролируют собственники помещений МКД. Все проблемы и вопросы выносятся на общее обсуждение. Данная форма управления имеет свои преимущества и недостатки.

Источник: https://profinansy24.ru/nedvizhimost/oformlenie/neposredstvennoe-upravlenie-mnogokvartirnym-domom

Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Новое в управлении многоквартирными домами
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Что же подразумевает порядок управления подобным строением?

Основы, на базе которых осуществляется управление жилыми объектами, являющимися государственной собственностью России, ее образований и субъектов местного самоуправления, определяются статьей 163 Жилищного кодекса.

Положения, находящиеся в данной статье, являются новшеством для российского жилищного законодательства и в отличие от статей 16, 17 предыдущего кодекса от 1983 года, которые закрепляли централизованную управленческую систему фондом жилья, предлагают систему, которая адекватна для рыночных отношений.

Согласно новому законодательству управление многоквартирным домом, помещения которого являются государственной собственностью, имуществом субъектов РФ или структур местного самоуправления, осуществляется в порядке, который установлен соответствующими уполномоченными органами (гос- или исполнительной власти, структурами местного самоуправления).

В кодексе отсутствует детальное регулирование управленческой системы жилищным фондом государственного или местного уровня через определение звеньев на местном, региональном или федеральном уровнях.

Кодекс устанавливает бланкетную норму, которая определяет, что процедуры руководства многоквартирным домом, помещения которого пребывают в городской, региональной или федеральной собственности, устанавливаются органами, указанными в данной норме. Это позволяет каждому собственнику лично определять порядок управления собственным имуществом, который будет оптимальным в конкретном случае.

Что же подразумевает порядок управления подобным строением? Это означает, что для органов госвласти или местного самоуправления, а также государственных и прочих учреждений, которые отвечают за руководство таким многоквартирным домом, устанавливаются определенные указания, содержащиеся в соответствующих нормативных актах. В таких документах должны быть определены способы, которые помогут достичь управленческих целей, указанных в пункте 1 статьи 161 Жилищного кодекса.

Важно отметить, что несмотря на название статьи, она определяет не только порядок управления многоквартирными домами, помещения в которых пребывают в государственной собственности или субъектов России и структур местного самоуправления, но и теми жилыми объектами, в которых доля такого имущества в общих собственнических правах составляет больше половины.

Специфика объекта управления

Пункт 1 комментируемой статьи Жилищного кодекса определяет специфику объектов управления, помещения которых относятся к собственности Российской Федерации.

Она состоит в том, что на такое строение собственнические права принадлежат одному публично-правовому образованию и ни на одно помещение в нем, независимо от того жилое оно или не жилое, не имеет собственнических прав какое-то другое лицо.

В таком здании нет совместного имущества, это возможно исключительно в тех случаях, когда имеют место два или более владельцев помещений, которые индивидуально определены. Так же исключается наличие общего собрания владельцев. Подобных строений стало больше 1 марта 2013 года после того, как была закончена бесплатная приватизация.

Субъект права собственности

Субъектом собственнических прав в многоквартирном доме, помещения в котором относятся к государственной или муниципальной собственности России, может быть лишь одно лицо.

Если исходить из этого положения, становится понятно, что руководство таким жилых зданием определяется уполномоченным федеральным исполнительным органом, органом госвласти или местного самоуправления, исходя из положений, которые определены Жилищным кодексом. Полномочия органов определяются Правительством России.

Подобный порядок является заменой решению общего собрания владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, на помещения в которых имеют собственнические права различные лица.

Положения пункта 1 статьи 163 не применяются по отношению к зданиям, которые пребывают в собственности ни одного публично-правового образования, муниципальных образований или физических лиц.

В таком случае управляющим органом многоквартирного дома является его высший управленческий орган – общее собрание владельцев помещений, которые должны в порядке, установленном законом, выбрать один из возможных методов управления, которые указаны в статье 161 в пункте 2 Жилищного кодекса.

Способ управления управляющей организацией

Управляющей организацией является коммерческая структура или индивидуальный предприниматель, которым по решению владельцев помещений передаются полномочия по вопросам управления совместных имуществом, создания безопасных и комфортных условий жизни особ и предоставлению коммунальных услуг.

В данном случае заказчиком услуг такой организации выступают уполномоченные структуры от лица РФ:

  • органы госвласти;
  • структуры региональной власти;
  • муниципальные образования.

Выбирается такая управляющая структура на конкурсной основе. Осуществляется это на основании Постановления Правительства №75, закрепляющей критерии, по которым отбирается управляющий.

Особенности процесса отбора управляющей организации в случае, когда собственником жилья являются органы государственной власти или местного самоуправления:

  • управление управляющей структурой – единственно возможный способ руководства, который заранее предопределен нормативными документами;
  • такая организация выбирается на основании результатов открытого конкурсного отбора. В случае если такой отбор не состоялся – без проведения конкурса;
  • в качестве организатора конкурса могут выступать как сами органы госвласти или местного самоуправления, так и привлеченное лицо, с которым заключен соответствующий контракт.

После того как управляющая организация определена, с ней заключается соответствующий контракт. В данном случае условия заключения такого договора должны быть зафиксированы в конкурсной документации.

Нужно отметить, что разработан специальный порядок, по которому отбирается управляющая организация структурами местного самоуправления. Регламентируется он ФХ № 94 от 21.07.2005 года.

В этом случае заказчиком услуг выступают структуры местного самоуправления/органы, которые ими уполномочены, или юрлица, которые привлечены заказчиком по соответствующему контракту для организации и проведения конкурса.

Выбор управляющей организации

Пункт 2 статьи 163 определяет, что существует один возможный способ руководства многоквартирным домом, если часть в праве совместной собственности на совместное имущество Российской Федерации, ее субъекта или структуры местного самоуправления составляет больше половины. Таким единственно возможным вариантом является управление управляющей организацией.

На законодательном уровне закреплено, что управляющая организация выбирается органом местного самоуправления, исходя из результатов открытого конкурсного отбора, который был проведен согласно Правилам, утвержденным Правительственным постановлением от 06.02.2006 года №75.

Обусловленность подобного подхода состоит в том, что в случае преобладания публичной части в праве совместной собственности на общее имущество в подобном строении, решения по большему числу вопросов, которые бы выносились на ание общего собрания владельцев жилья в многоквартирных домах, были бы изначально предрешены. Это положение в определенных случаях ограничивало бы права и законные интересы лиц, которые владеют и проживают в жилищах такого типа.

Требование, которое законодатель выдвигает к методу выбора управляющей структуры путем объявления открытого конкурса, способствует достижению цели обеспечить одинаковые условия для функционирования организаций различных форм собственности (частной, государственной и др.). Управлять многоквартирным домом, о котором идет речь в статье 163, могут и индивидуальные предприниматели. Контракт с отобранной управляющей структурой должен заключаться на условиях, которые соответствуют требования статьи 162 ЖК России.

Эксперты дают положительную оценку положениям, находящимся в статье 163 ЖК России. Их правильная реализация позволит прекратить беспорядочный подход государственного жилищного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/upravlenie-mkd-nahodyashhimsya-v-gossobstvennosti.html

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Новое в управлении многоквартирными домами

Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2007, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 39, ст. 4542; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 23, ст. 3263; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст.

 1646; 2014, N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; 2016, N 1, ст. 24; N 27, ст. 4288; 2017, N 1, ст. 10; N 31, ст. 4806; N 52, ст. 7939; 2018, N 1, ст. 69; N 15, ст. 2030; N 24, ст. 3401; N 32, ст. 5134; N 53, ст. 8484; 2019, N 22, ст. 2672; 2020, N 5, ст.

 491) следующие изменения:

1) пункт 3.2 части 2 статьи 44 изложить в следующей редакции:

“3.2) принятие решений об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания системы или созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации региональной информационной системы, используемой для проведения

общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания (далее – региональная информационная система), при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом;”;

2) в статье 47.1:

а) в части 1 слова “В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений, предусмотренных пунктами 3.2 – 3.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, система” заменить словом “Система”;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

“2.1. Первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы проводится в порядке, установленном частями 2, 4 – 12 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью, по инициативе собственника помещения в многоквартирном доме или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.

В случае проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы инициатор проведения общего собрания осуществляет полномочия администратора общего собрания.

Администратор общего собрания определяет с учетом требований частей 7 и 8 настоящей статьи порядок приема решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание на данном общем собрании, продолжительность ания по вопросам повестки дня данного общего собрания.

При этом для проведения последующих общих собраний в форме заочного ания с использованием системы в повестку дня данного общего собрания обязательно включаются вопросы об определении администратора общего собрания, о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, а также о продолжительности ания по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы представить лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, письменный отказ от проведения данного общего собрания. Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано регистрировать такие отказы и не позднее чем за два рабочих дня до даты проведения данного общего собрания представить их собственнику помещения в многоквартирном доме, по инициативе которого проводится первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы, или учесть отказы в случае, если данное общее собрание проводится по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы не может быть проведено в случае поступления лицу, осуществляющему полномочия администратора общего собрания, информации о наличии письменных отказов от проведения данного общего собрания собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.”;

в) часть 5 дополнить предложением следующего содержания: “При проведении первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы не позднее чем за десять рабочих дней до даты проведения данного общего собрания лицо, осуществляющее полномочия администратора общего собрания, размещает в системе и направляет с использованием системы собственникам помещений в многоквартирном доме сообщение о проведении данного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и о порядке представления в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи письменного отказа от проведения такого собрания, а также в формах, не связанных с использованием системы, размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) указанное сообщение и правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в многоквартирном доме.”;

г) в части 8 слова “не менее чем три дня и не более чем пять дней” заменить словами “не менее чем семь дней и не более чем шестьдесят дней”;

д) дополнить частью 14 следующего содержания:

“14.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием региональной информационной системы проводится в порядке, сроки и с соблюдением требований, установленных настоящей статьей в отношении проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы, включая порядок проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием системы, при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме сообщений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, итогов ания, протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, с учетом части 4 статьи 45, а также частей 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса.”;

3) часть 13 статьи 161 после слов “настоящей статьи открытый конкурс” дополнить словами “, за исключением случая, предусмотренного частью двадцать пятой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации”.

Статья 2

Статью 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 683; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3938) дополнить частью двадцать пятой следующего содержания:

“В течение шестидесяти дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, строительство которого осуществлялось в целях реализации программы реновации за счет средств бюджета города Москвы, Московского фонда реновации жилой застройки, высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы определяется управляющая организация, осуществляющая управление данным домом. В случае, если доля города Москвы в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме составляет менее пятидесяти процентов, выбор способа управления многоквартирным домом, в том числе выбор управляющей организации, осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.”.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15; N 52, ст. 5597; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 14; N 49, ст. 6071; 2009, N 19, ст. 2283; 2010, N 6, ст. 566; N 32, ст.

 4298; 2011, N 23, ст. 3263; 2012, N 41, ст. 5524; N 53, ст. 7596; 2013, N 8, ст. 722; N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4256; 2015, N 9, ст. 1194; 2016, N 9, ст. 1168; N 27, ст. 4294; 2017, N 9, ст. 1274; N 27, ст. 3938; 2018, N 28, ст. 4155; 2019, N 18, ст. 2224; N 31, ст.

 4426) следующие изменения:

1) статью 26 после слов “особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реновации жилищного фонда,” дополнить словами “особенности управления многоквартирным домом, строительство которого осуществлялось в целях реновации,”;

2) дополнить статьей 27 следующего содержания:

“Статья 27

Установить, что в 2020 году годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья, предусмотренные в части 1 статьи 45 и части 11 статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводятся в срок до 1 января 2021 года.

В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание проводится в срок до 1 января 2021 года.”.

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения части 14 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в автоматизированном режиме информации применяются с момента обеспечения технической возможности такого размещения, которая должна быть обеспечена не позднее 1 июля 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

25 мая 2020 года

№ 156-ФЗ

Изменен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного ания с использованием ГИС ЖКХ. Увеличена продолжительность ания на таких собраниях. Предусмотрена возможность использования иных информационных систем. Закреплено право собственников помещений в доме отказаться от проведения онлайн-собрания.

Срок проведения в 2020 г. годовых общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСЖ продлен до 1 января 2021 г.

Также определен порядок выбора способа управления многоквартирным домом, построенным в ходе программы реновации жилой застройки города Москвы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73964872/

Елена Юлегина: какими мы видим новые правила управления МКД | Защита потребителей в сфере ЖКХ

Новое в управлении многоквартирными домами

Минстрой России разработал проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Документ изучили регцентры НП «ЖКХ Контроль» как эксперты правоприменители, которые могут дать оценку документу и поучаствовать в его доработке.

Предлагаем мнение руководителя руководителя регцентра Тверской области Елены Юлегиной:

— Проект очень важный, очень нужный, но я очень прошу: не надо торопиться! Давайте поможем друг другу и сделаем документ, по которому можно будет эффективно работать, а не разгадывать ребусы, как сейчас.

Не устаю повторять, что Конфуций, когда его спросили, как навести порядок, ответил: называть вещи своими именами.

Так, в действующем законодательстве нет однозначного определения «многоквартирный жилой дом». С антимонопольной службой мы разбирались, что такое «дом блокированной застройки». С ГЖИ мы судились: дом построенный очередями — это один дом или несколько и как там выбирать способ управления.

 Сейчас мы судимся с ресурсниками, потому что не можем разобраться: одно это здание или два, если у них одна крыша, один подвал, один ввод воды, один тепловой узел, но 2 разных адреса. И настоящий проект этой ясности не вносит.

О каком грамотном управлении может идти, если мы толком не понимаем, чем мы управляем? Нам нужно четкое определение многоквартирного жилого дома.

Дополнительную путаницу вносят разночтения в понятии «общее имущество». Во-первых, проект предлагает сохранить триумвират в отношении лиц, имеющих право определять состав общего имущества. Это просто недопустимая норма. То, чем мы управляем, должно быть определено абсолютно точно и без вариантов.

Надо установить, кто определяет состав общего имущества, и регистрировать его в установленном порядке, как любую недвижимость. Во-вторых, вызывает множество вопросов непосредственно состав общего имущества.

Дымоходы, вентсистемы, вентшахты нигде в нормативных документах не упомянуты, как общее имущество, а претензии и требования по их содержанию так и сыплются на УО вместе со штрафами.

Насколько у меня хватает знаний, большинство вентшахт к общему имуществу не относится, потому что обслуживает чаще всего только одну квартиру, соответственно это личное имущество со всеми вытекающими последствиями. Так и напишите об этом русским языком.

Проект включает трансформаторные подстанции и тепловые пункты в состав общего имущества, но они находятся за стенами дома, что противоречит другой норме этого же проекта. Если включать ТП в состав общего имущества – при любых обстоятельствах, — тариф на соответствующий ресурс для этого дома должен быть меньше.

Абсолютно неразумная, непросчитанная, пролоббированная ресурсниками норма. Надо убрать. Если она останется в проекте, то существенно ухудшит положение собственников. В-третьих, так и остается неразрешенным вопрос о подвалах, чердаках, колясочных, парадных, попавших в муниципальную собственность. Самое время кардинально решить все вопросы с общим имуществом.

Если мы решим обсуждаемым проектом первые две задачи, тогда можно будет говорить об управлении домом. Причем управлять своим общим имуществом могут или собственники, или иное лицо, но по договору доверительного управления.

Надо полностью исключить даже мысль о том, что принимать за собственников решения могут какие-то иные органы и структуры, в т.ч. органы власти и надзорные органы.  В случае каких-либо нарушений закона предписания надо выдавать собственникам.  И только собственники должны принять решение о производстве каких-либо работ и их оплате.

В противном случае большинство собственников так и останется «номинальными» собственниками и, хуже того, равнодушными и безответственными «потребителями» жилищных услуг. Все, что связано в проекте с «потребителями» жилищных услуг должно быть из него исключено.

Уважайте собственников! В конце концов мы все перетерпели страшные лишения в 90-х именно за право быть собственниками.  Только собственники могут обеспечить порядок в домах и их надлежащее содержание.

Я всю жизнь работаю в управлении, в т.ч. с 84 г. связана с управлением МКД, но понять — что такое услуга по управлению общим имуществом МКД  — я не в состоянии, особенно, если еще учесть ГОСТ 56038-2014 и настоящий проект. Когда я управляю, то принимаю решения, обязательные для исполнения, и отвечаю за результат своих решений.

 Все остальное для меня, управляющего, делают технические работники. В этом проекте, как и во всем нашем законодательстве, – не просто все наоборот. А все в одну кучу и куда кривая вывезет. Решения, обязательные для исполнения, принимают собственники, органы власти, надзорные органы.

Но при этом лица, принявшие решение, ни за результат своих решений, ни за состояние дома не отвечают никогда. Это порождает полную безответственность. УО НИКОГДА не принимают решений, обязательных для исполнения.

Но всегда отвечает за последствия решений, обязательных для исполнения, которые принимают другие, и никто не морочит себе голову: есть на выполнение этих предписаний деньги или денег нет. Говорят: это риски бизнеса. Нет, это дорога в тупик. Другой пример: ОМСУ принимает официальное решение о  включении дома в краткосрочный план для РО.

Доверчивые собственники не включают эту работу в план своего текущего ремонта. Но региональная власть не включает ее в свой краткосрочный план для РО. Работу, необходимую работу, никто не делает из-за сумбурных, несогласованных решений управомоченных инстанций.

Но следом на дом идет ОМСУ или иной орган, и обязывает УО выполнить эту работу и наказывает УО, несмотря на то, что УО не может ее сделать без решения собственников и без денег этих самых собственников. Фонд капремонта не может в установленные сроки отремонтировать дом, а предписание выдают и штрафуют УО. Смысл, логику таких действий понять просто невозможно.

При такой организации дела невозможно получить адекватный результат. Мы его по большей части и не получаем. Капремонты делаем, аварийные дома расселяем, а количество аварийного жилья растет, жилой фонд ветшает.

Собственники не платят за содержание, текущий и капитальный ремонт, в результате многие УК работают только на устранении аварий, — жилой фонд ветшает. На строку «» повесили множество обязанностей по обслуживанию ресурсников и смежных отраслей, ГИС ЖКХ, налоги — жилой фонд ветшает.

Из строки «» силой заставили исключить все деньги на содержание площадок для сбора ТКО, теперь их надо содержать в ущерб обслуживанию общего имущества, — жилой фонд ветшает. Штрафы за малейшую провинность имеют размеры, сопоставимые с месячной выручкой ТСЖ, ЖСК, небольших УК, штраф надо платить — жилой фонд ветшает.

Управление домами перестало быть привлекательным бизнесом, растет число МКД без управления — жилой фонд ветшает. И это не мои выводы.  Это данные проекта Стратегии развития ЖКХ до 2035 года. Я только назвала причины. А наше законодательство, в т.ч.

и обсуждаемый проект, своей кривой юридической конструкцией «услуга по управлению общим имуществом МКД» фактически закрепляют  за большинством статус «номинальных» собственников и, повторяю, равнодушных и безответственных «потребителей» жилищных услуг.

Короче говоря, в проекте нет ни одного абзаца, который удовлетворил бы меня полностью: везде неточности, противоречия с другими нормативными документами, недоговоренность, неисполнимость. Сплошные источники конфликтов.

Особенно тревожит все, что в проекте называется переустройством и перепланировкой – трогать несущие конструкции надо просто запретить при любых обстоятельствах! Совершенно непонятно прописаны договоры управления и ресурсоснабжения.

Мы, в Тверской области, обсуждали этот проект.  Я говорю не только от себя лично, но от тверского жилищного актива. От тех граждан, которые готовы быть реальными собственниками и понимают ситуацию так же, как я.

От тех россиян, которые просят привести жилищное и ресурсное законодательство в соответствие с Конституцией,  ГК РФ, его основополагающим принципом о равноправии всех участников гражданского оборота, другими нормативными актами и здравым смыслом.

Мы   просим устранить все противоречия и нестыковки в законодательстве, которые просто превращают нашу работу в каждодневный ребус, ибо даже Верховный  суд по однородным вопросам, бывает, принимает взаимоисключающие решения. Если мы действительно хотим получить результат, необходимо полностью поменять концепцию и снять с УО клеймо «козлов отпущения».

Мы готовы над этим работать. Мы просим дирекцию  «ЖКХ Контроль» взять на себя работу по упорядочиванию жилищного законодательства, в т.ч. и обсуждаемого проекта. Мы просим Правительство РФ и Президента поручить НП «ЖКХ Контроль» эту работу.

Иначе так и будем строить, чтобы было что разрушать.

Источник: https://maxpark.com/community/4701/content/7214126

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.