Новости сноса ветхого жилья

Избавиться от аварийного жилья решено с опережением на год

Новости сноса ветхого жилья

В российских регионах могут избавиться от пришедшего в аварийное состояние жилья быстрее запланированного — не к концу 2025-го, а годом раньше.

Несмотря на то что механизмы расселения значительно откорректировали только полгода назад, в жилищном законодательстве остались пробелы, которые требуется устранить в ближайшее время.

Без этого амбициозные планы Правительства воплотить не получится, убеждены парламентарии.

 Парламентская газетаПарламентская газета

В программу по расселению аварийного жилья на 2019-2025 годы включены дома, которые признали аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017-го.

В соответствии с национальным проектом «Жильё и городская среда» до 1 сентября 2025 года планируется переселить 670 тысяч человек из 11,98 миллиона квадратных метров аварийного жилищного фонда.

В 2020 году почти 82 тысячи человек должны переехать в новые квартиры, а это в 1,5 раза больше планов, заложенных в нацпроекте.

О том, что в кабмине ищут дополнительные возможности финансирования, недавно заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. «Мы внесли как антикризисную меру предложение пятилетнюю программу сделать за четыре года.

И сегодня мы очень подробно обсуждаем возможность финансирования», — сказал он 9 июня в эфире телепрограммы депутата Госдумы Андрея Макарова «Право на справедливость».

В конце прошлого года обе палаты Федерального Собрания поддержали поправки в Жилищный кодекс и в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, которые откорректировали правила расселения аварийных домов, а Владимир Путин подписал этот документ 27 декабря.

У регионов появилась возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наёмного жилья для переселенцев. А граждане могут или переехать в другую квартиру, или получить выкупную стоимость жилья. Она теперь формируется, исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним.

Индивидуальные дома — на замену баракам

Ещё одна проблема касается расселения аварийных домов в один-два этажа, которых много в небольших городах и сёлах. Единственный вариант по действующему законодательству — строительство многоквартирных домов, а это зачастую экономически не оправдано, считают в Государственном Совете Республики Татарстан.

Региональные парламентарии разработали и в ближайшие дни внесут в Государственную Думу проект поправки в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, которая позволит расселять граждан не только в многоквартирные, но и индивидуальные дома.

Есть земля, есть все возможности для индивидуального строительства, но закон пока такую возможность не предусматривает, а нужно чтобы она была Представлять законопроект коллегам по Госдуме будет первый зампред думского Комитета по делам национальностей, депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.

«У нас в регионе есть, например, сёла и посёлки вдоль Волги, где идут оползневые процессы, — объяснил он. — Из аварийных домов надо срочно переселять жителей, а строительство для них отдельных домов по программе финансировать нельзя.

Есть земля, есть все возможности для индивидуального строительства, но закон пока такую возможность не предусматривает, а нужно чтобы она была».

«Отличники» получат дополнительные средства

Документ размещён для обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно ему, для переселения граждан из аварийного жилья Фонд содействия реформированию ЖКХ сможет предоставлять субъектам федерации финансовую поддержку сверх установленного лимита средств на текущий год.

Предложение Минстроя ввести дополнительные возможности по ускорению расселения аварийного жилья для регионов поддержат в Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, сообщил зампред Комитета Сергей Пахомов.
«Стройка сегодня — один из главных маховиков экономики.

Ведь один рубль, вложенный в строительство, привлекает до 4 рублей прироста валовой добавленной стоимости. Поэтому, если есть сегодня возможность использовать заложенные на более поздние сроки средства, нужно это делать», — сказал Пахомов «Парламентской газете».

По его мнению, такая мера серьёзно поддержит отрасль и приблизит страну к окончательному решению проблемы аварийных домов.

Перераспределить средства, которые предназначены на расселение аварийного жилья, надо уже со второй половины 2020 года, полагает первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.

«Процесс строительства растянут во времени, и если не обеспечить финансированием заделы, то рассчитывать на то, что вы в назначенный период получите необходимый результат, просто наивно», — прокомментировал ситуацию сенатор.

Также Чернецкий обратил внимание на то, что сложилась неравнозначная ситуация по выполнению программы в разных регионах. Есть те, которые с полной ответственностью подходят к расселению аварийного жилья. Им действительно не хватает выделяемых лимитов.

«Выполнить поставленную задачу вполне реально, но для этого необходимо решить ограниченное количество проблем. Вопрос в перераспределении ресурсов, в поддержке регионов-лидеров и в ясности с возможным кредитованием и учётом его стоимости при окончательных расчётах. Работу в новом формате нужно начинать немедленно», — заключил сенатор.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/44350719-izbavitsya-ot-avariynogo-zhilya-resheno-s-operezheniem-na-god/

Новые дома строят между старыми: как жители ветхих зданий в Балашихе годами добиваются предоставления квартир

Новости сноса ветхого жилья

Десятки семей в подмосковной Балашихе живут в обветшалых домах без горячей воды и с плесенью на стенах. Между тем все эти здания несколько лет назад были включены в программу развития застроенных территорий.

Один из застройщиков пояснил, что компания временно лишилась возможности реализовывать программу после того, как средства дольщиков запретили использовать для строительства домов, а банки отказывались выдавать кредиты. При этом активисты заявляют, что строительная компания не сносит старые здания, возводя многоэтажки между ними, чтобы не расселять жильцов.

Впрочем, в администрации Балашихи утверждают, что проблема постепенно решается: по словам чиновников, с 2017 по 2020 год в городе переселили 830 человек из 17 аварийных и ветхих строений.

Более тысячи жителей подмосковной Балашихи годами ждут, когда их переселят из ветхих, заплесневелых домов в новые квартиры. Несмотря на то что старые здания внесены в городские программы по расселению, граждане годами не могут реализовать своё право на нормальное жильё.

Одним из микрорайонов Балашихи, где с 2011 года осуществляется подобная программа развития застроенных территорий, стало Ольгино. В список ветхого жилья вошли 26 домов, в которых прописаны более 830 человек.

Расселением жителей этих домов в новостройки, согласно документам, занимается ответственный застройщик — ООО «Скопа плюс», выбранный через аукцион. Программа должна была завершиться в 2016 году, однако её продлили до 2023 года.

За это время «Скопа» смогла расселить 12 домов.

Дом №30 по улице Жилгородок, в котором прописаны 52 человека, — самое ветхое из всех зданий, внесённых в программу. По словам его жителей, местные власти обещали расселить барак ещё в 2007 году.

В 2015-м фундамент дома просел настолько, что его пришлось укрепить снаружи и изнутри железными швеллерами. Единственный источник воды — раковины на кухне.

Жильцы набирают воду в строительные тазы и моются в комнатах.

«От тараканов и клопов мы уже не надеемся избавиться. Мы как-то обращались в ЖЭК с просьбой вытравить их, нам ответили: «Ваши дома только сжигать», — рассказала RT Елена Тараканова. Женщина живёт в комнате площадью 14 кв. м вместе с 23-летним сыном.

В марте прошлого года администрация Балашихи вновь пообещала, что дом №30 расселят, на этот раз — «не позднее 31 декабря 2019 года» (соответствующий документ есть в распоряжении RT). Выделить квартиры планировали в ЖК «Центральный-14», который строится прямо напротив барака. Сюда же обещали расселить жителей ещё трёх домов по улице Жилгородок.

«Когда мы обратились к застройщику, нам сказали, что администрация нас ввела в заблуждение (относительно переселения. — RT)», — добавила Тараканова. Сейчас в новостройке нет квартир для жильцов из ветхих домов — все они принадлежат дольщикам.

Местная общественная активистка Наталья Осипова считает, что ответственный застройщик намеренно не возводит многоэтажки именно на месте ветхих домов.

«Дело в том, что между деревянными домами на улице Жилгородок предусмотрено много пространства, именно в этих промежутках «Скопа» и стала строить.

Эти дома и так были ветхими, а когда в нескольких десятках метров от них началось строительство, стали разрушаться ещё быстрее.

Строить высотки на месте старых домов коммерческой фирме невыгодно — придётся сразу расселять жильцов, а потом часть квартир отдавать им. А так они могут все квартиры продать покупателям», — поясняет RT Осипова.

  • Жители Подмосковья годами ждут расселения из бараков

На бумаге все дома одинаковые

Застройщик ООО «Скопа плюс» признаёт, что в случае переселения «проблемного дома №30» не смог выполнить свои обязательства.

«Жильцы этого дома закидали администрацию обращениями. Местные власти пригласили на встречу застройщика и предложили подписать документ о том, что наша компания предпримет все усилия для переселения людей», — рассказала RT замгендиректора компании по правовым вопросам Мария Плотникова.

На вопрос о том, почему самый ветхий дом не был расселён по программе в первую очередь, она пояснила, что по бумагам все жилые здания на улице Жилгородок одинаково ветхие. Местные власти до сих пор не признали этот дом аварийным — в таком случае срочно расселить жильцов обязаны уже органы местного самоуправления. 

С июля 2018 года ООО «Скопа плюс» вообще не имеет возможности продолжить строительство многоквартирных домов в Ольгино. Это связано с внесением поправок в Федеральный закон №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», пояснила собеседница. После законодательных изменений застройщик больше не может привлекать деньги дольщиков.  

«Теперь строить дома мы можем либо за свои средства, либо по кредитным договорам с банком.

Нам отказали уже три банка: они боятся, что «Скопа» потеряет договор о реализации программы застроенных территорий, хотя администрация Балашихи заверяла банки, что для этого нет причин.

Получается, что программы застроенных территорий теперь находятся в полной зависимости от решения банка о том, будет ли он выдавать нам кредит», — сказала собеседница.

Чтобы расселить жильцов ветхих домов, ответственная компания может построить новый дом либо купить для них квартиры у других застройщиков. Но в обоих случаях необходимо одобрение кредита.

Правда, Елене Таракановой вместе с сыном всё же удалось получить квартиру. После того как RT обратился к застройщику и администрации с вопросами, 5 марта она подписала соответствующую бумагу о том, что ей во временное пользование предоставляется однокомнатная квартира в новостройке.  

«Эта квартира была забронирована для Елены ещё с лета прошлого года.

Наша компания хотела её предоставить, но начала получать отказы от банков, в связи с чем мы думали, что договор о реализации программы вообще придётся расторгнуть.

Сейчас у нас наметилась положительная тенденция с точки зрения кредитования, поэтому мы решили наконец выдать эту квартиру семье Таракановых», — пояснила представитель «Скопы».

В ближайшее время выдача квартир другим жильцам дома №30 или соседних ветхих зданий не предвидится.  

«Не хватает никаких денег»

Дома, жители которых вынуждены мыться в тазиках и травить клопов, есть и в других микрорайонах Балашихи — Саввино и Керамик. Они также включены в программу развития застроенных территорий, ответственным застройщиком здесь является фирма ООО «Бриз».

В 2018 году горадминистрация попыталась через суд разорвать заключённый с компанией договор по реализации программы в микрорайоне Керамик, указав, что «Бриз» не исполняет в срок свои обязательства.

Компания подала встречный иск, отметив, что за пять лет с момента начала действия договора подготовила проект планировки района. Суд встал на сторону «Бриза», постановив продлить действие программы в Керамике до 2023 года.

При этом до 1 декабря 2021 года компания обязана предоставить гражданам новые квартиры. На момент публикации материала RT не удалось связаться с руководством компании.  

Пока жители Саввино и Керамика ожидают переселения, их дома ветшают ещё быстрее: после включения зданий в программу застроенных территорий в них больше не проводят капитальный ремонт. Управляющая компания занимается только текущим ремонтом, который в этом случае бесполезен: побелка стен и промывка труб не могут устранить грибок и постоянные протечки.

Из 65 домов в микрорайоне Саввино, которые находятся в ведении управляющей компании ООО «ЖЭС-С», 43 являются ветхими и аварийными. При этом более чем от 20 домов компания хочет отказаться, поскольку не может поддерживать их в нормальном состоянии.

«На то, чтобы содержать эти дома, не хватает никаких денег. Например, в месяц мы собираем с жителей дома по 10 тыс. рублей, а на поддержание такого ветхого жилья нужно минимум 20—30 тыс.», — рассказал RT директор компании Владимир Королюк.

Также по теме

«Живём в первобытных условиях»: в Балашихе более десяти лет не могут расселить барак послевоенной постройки

Рядом с современными высотками в микрорайоне Ольгино в подмосковной Балашихе стоят деревянные бараки послевоенной постройки. Жильцы…

Как отметила активистка Наталья Осипова, ветхое жильё в этих районах сносят, только если оно по-настоящему мешает строительству новых домов.

Её слова подтвердила и жительница дома №2 по улице Ленина Любовь Соколова.

«Несколько лет назад напротив нас снесли и расселили дом №1/5, хотя его состояние было намного лучше. Просто он стоял у самой дороги, и застройщику было выгодно возвести многоэтажку именно на этом месте», — пояснила она.

В доме №2, который состоит из нескольких коммуналок, не предусмотрено горячее водоснабжение — на общей кухне все конфорки заняты большими железными вёдрами, в которых кипятят воду.

Жильцы хотели поставить газовую колонку на кухне, и в газовой службе ответили, что это возможно, только трубу от колонки придётся вывести в форточку, потому что вытяжка на кухне уже давно забита кирпичом. Плохая вентиляция в доме привела к тому, что стены покрыты плесенью и грибком. В некоторых комнатах люди даже не клеят обои — они всё равно не держатся на стенах.

Любовь обращалась к местным властям с просьбой признать дом непригодным для проживания ещё в 2017 году, однако тогда комиссия посчитала, что всё в порядке. В июне прошлого года дом наконец признали аварийным и внесли в программу переселения граждан на 2020—2024 годы.

Ещё несколько десятков домов в микрорайонах Саввино и Керамик пока считаются лишь ветхими, а значит, за их переселение прямую ответственность несёт застройщик — ООО «Бриз».

В администрации Балашихи в ответ на запрос RT сообщили, что в течение трёх лет, с 2017 по 2020 год, в городе переселили 830 человек из 17 аварийных и ветхих жилых домов.

В ведомстве подтвердили, что изначально дом №30 по улице Жилгородок должны были расселить к январю 2017 года, сейчас сроки сдвинуты на июнь 2023 года.

Там также подчеркнули, что дома, включённые в программу развития застроенных территорий, не могут быть расселены по иной программе, например, как аварийные или ветхие.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/725730-balashiha-avariinoe-zhilyo-rasselenie

Реновация в Подмосковье

Новости сноса ветхого жилья

Программа позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок

Петр Ковалев/ТАСС

Власти Московской области занимаются подготовкой запуска программы реновации жилищного фонда, которая позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщили в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий. Она позволит расселять жителей бараков, послевоенных малоэтажных домов и хрущевок. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций. Рассказываем, как власти предлагают решать вопрос с ветхим жилым фондом в Подмосковье.

Подмосковные власти намерены решать вопрос расселения из ветхого жилья с помощью собственной программы реновации. По их данным, сейчас общий объем жилищного фонда в регионе составляет 257 млн кв. м, из них 63 млн кв. м (25%) относится к жилью с высокой степенью износа.

«Правительством Московской области организована работа по запуску программы реновации жилищного фонда. Она позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей Подмосковья. Программа реновации по своей фундаментальной основе будет представлять собой доработанный механизм развития застроенных территорий», — рассказали в пресс-службе Министерства жилищной политики Московской области.

Программа реновации в Московской области ставит три основные цели. Во-первых, ликвидацию жилых домов с высокой степенью износа. Во-вторых, недопущение создания ветхого и аварийного фонда. В-третьих, создание жилья нового стандарта качества, комфортной городской среды.

«Программа будет осуществляться за счет внебюджетных средств. В ее рамках планируется расселить жителей домов трех категорий: бараки (2 тыс. домов), послевоенные малоэтажные дома (22 тыс. домов) и хрущевки (3,4 тыс. домов)», — отметили в пресс-службе.

При формировании перечня домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы, власти намерены учитывать мнение собственников и нанимателей жилых помещений с помощью ания и проведения общего собрания собственников жилья.

Снос пятиэтажек в рамках программы реновации в Москве ( Антон Новодережкин/ТАСС )

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что губернатор Московской области Андрей Воробьев направил президенту России Владимиру Путину предложения по расселению из ветхого жилья.

В частности, власти Подмосковья предложили определить процедуру изъятия ветхого жилья при согласии не менее 70% собственников в доме, установить право субъектов определять типы ветхого жилищного фонда, подлежащего расселению.

Кроме того, правительство Московской области предложило наделить регионы полномочиями по предоставлению девелоперу в пользование площадки под строительство дома в случае участия в расселении ветхого жилья и предоставить меры поддержки участникам программы (субсидирование ипотеки и кредитов застройщикам). Реализация данных предложений позволит запустить в регионе проект реновации с привлечением частных инвесторов.

Какие программы расселения сейчас есть в Подмосковье

Как рассказали «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Министерства строительного комплекса Московской области, сейчас на территории региона расселение граждан из ветхого жилья проходит в рамках двух программ.

Это адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016–2021 годы» и Государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019–2025 годы».

Расселению подлежат дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Так, с 2016 по 2019 год было расселено 2,4 тыс. домов (общая площадь 95,6 тыс. кв. м), в которых проживало около 6 тыс. граждан.

«С начала 2020 года переселено еще 728 человек из 298 аварийных жилых помещений. До конца 2020 года планируется переселить еще 2070 граждан из 811 аварийных жилых помещений общей площадью почти 35 тыс. кв.

м», — добавили в министерстве.

При этом нуждающихся в переселении людей гораздо больше (около 1,3 млн человек), и они не ограничены рамками существующих программ. Именно поэтому и предлагается запустить комплексную программу переселения из ветхого жилья наподобие московской реновации и привлекать инвесторов для ее реализации.

Что тормозит реновацию в Подмосковье

Сейчас реализация проектов застроенных территорий с привлечением частных инвесторов в Московской области затруднена из-за отсутствия нормативной базы и порядка учета мнения жителей при формировании таких проектов.

Также нормативно не определены понятие ветхого жилья и процедура изъятия его у собственников, если они не согласны на предложенные варианты переселения.

Камнем преткновения являются риски застройщиков при расселении домов в виде отказа собственника продавать квартиру и низкая экономика проектов. Предложенные властями механизмы должны устранить эти пробелы.

В Фонде содействия реформирования ЖКХ «РБК-Недвижимости» рассказали, что подобные предложения по расселению из ветхого жилья направляли в Минстрой России. Они подготовлены во исполнение поручения вице-премьера Марата Хуснуллина и предусматривают внесения изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», Жилищный и Градостроительный кодексы и ряд других законодательных актов.

«Данные предложения предусматривают, в частности, введение законодательного понятия «ветхих многоквартирных домов», установление механизма финансирования переселения граждан из ветхого жилья.

Также предложения направлены на совершенствование отношений в сфере развития застроенных территорий, в том числе учета мнения собственников жилых помещений многоквартирных домов, признанных ветхими, при формировании и реализации проектов по развитию застроенных территорий», — пояснили в Фонде.

Новые многоквартирные дома, построенные в рамках программы реновации жилищного фонда столицы ( Василий Кузьмиченок/ТАСС )

Как эксперты оценивают реновацию в Подмосковье

Эксперты, опрошенные «РБК-Недвижимостью», поддерживают запуск программы реновации в Московской области. Вопросы у них вызывают масштабы программы и ее финансирование — без средств из федерального бюджета, по их мнению, не обойтись.

Программа реновации в Московской области имеет место быть, тем более что все технические параметры программы можно позаимствовать у ближайшего соседа — Москвы, отметил генеральный директор РАСК Николай Алексеенко. «Сама по себе инициатива о разработке программы правильная и нужная, однако серьезные опасения вызывает именно заявленный масштаб реновации и источники ее финансирования», — отметил он.

По его мнению, заявленный объем расселения в размере 63 млн кв. м жилья выглядит колоссальным.

Для сравнения, согласно официальным данным, объем расселения в Московской области с 2011 по 2018 год составил только 550 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья.

По столичной программе реновации власти планируют до 2032 года построить порядка 25 млн кв. м жилья. При этом по финансовым возможностям Московская область уступает столице.

«Сравнивая текущие возможности области и Москвы, можно логично заключить, что планируемая областная программа потребует кратно больше ресурсов и заметно большего периода реализации. Скорее всего, область будет рассчитывать на дотации из федерального центра, а также на масштабное привлечение инвесторов и застройщиков», — отметил глава РАСК.

С привлечением инвесторов также могут возникнуть проблемы — есть опыт Москвы, где власти и бизнес достаточно обсуждали условия сотрудничества. Это притом что условия на столичном рынке более привлекательные, цены здесь выше подмосковных.

Аналогичную позицию озвучил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. «Если в пределах МКАД на месте хрущевок почти везде можно построить жилые комплексы с необходимой для застройщиков маржой, то в Московской области такая схема гарантированно сработает только в городах-спутниках», — отметил аналитик.

По его мнению, сама программа может занять даже больше времени, чем в Москве.

Согласно анонсу в нее планируется включить каждый 4-й многоэтажный дом в регионе (тогда как столичная программа расселения пятиэтажек касается 10% от числа жилых зданий и рассчитана на 15 лет).

Кроме того, проблема ветхого жилья как таковая не имеет конечного решения, так как через 10-20 лет морально и физически устареют уже не только пятиэтажки, но и часть «брежневских» панельных и блочных домов.

Член Общественной палаты Московской области, руководитель подмосковного центра «ЖКХ контроль» Валерий Мамчур также поддержал программу реновации в Подмосковье — регион действительно нуждается в комплексной программе расселения граждан из ветхого жилья. По его мнению, программа может быть успешно реализована при достаточном финансировании и поддержке граждан. Тем более что механизмы для ее реализации уже есть — московский опыт.

Вопрос вызывает экономическая составляющая программы — инвесторам может быть не совсем выгодно строить в рамках программы.

«В Москве на месте пятиэтажки можно построить 17-этажный дом с уже подведенными коммуникациями и отбить все затраты», — сказал эксперт. В Подмосковье ситуация немного другая — стоимость 1 кв. м здесь гораздо ниже.

Решением проблемы в данном случае может стать субсидирование строительства, считает эксперт.

Точка зрения девелопера

Директор департамента аналитики и планирования продаж ГК ФСК (компания строит жилье в Москве и области) Ксения Цаплина заявила, что застройщику интересно с экономической точки зрения принимать участие в подобных проектах, если данный объект расположен в перспективном для строительства месте — не далее 10 км от МКАД. Большинство городов Подмосковья, в которых большой процент ветхого жилья, расположены в тех локациях, в которых нет внешнего спроса на жилье.

«С точки зрения ведения бизнеса застройщик заинтересован в участии в подобных программах, когда на законодательном уровне будут урегулированы все вопросы, которые связаны с низкой экономикой проекта, а также позволят минимизировать риски застройщиков, связанных с расселением ветхого жилья», — пояснила представитель девелопера.

Интерес со стороны крупных застройщиков возрастет, если проекты строительства по программе расселения будут включены в состав реализации комплексного развития территорий объектов ближнего пояса и предоставления преференций застройщикам, добавила Ксения Цаплина.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f3e02b29a794732e60e5ebf

Так не называемая реновация

Новости сноса ветхого жилья

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья — об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

В нем есть отсылки к опыту реновации в Москве: необходимость согласия двух третей собственников и арендаторов, предписание выдавать переселенцам равноценное жилье в своем районе или денежную компенсацию.

Но упоминается и необходимость «комплексного развития территорий» с возможностью принудительного изъятия недвижимости: напомним, правительственный законопроект с аналогичными формулировками в 2019 году подвергся критике и был изменен.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

В документе предлагается дать местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Так, Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью . Порядок учета должны определить местные власти.

Многое в законопроекте явно взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.

Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе. Собственники также могут выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. Интересно, что само понятие реновации в документе не упоминается.

Законопроекты о всероссийской реновации по примеру Москвы уже вносились в Думу. Так, в 2018 году депутаты Галина Хованская и Сергей Миронов предлагали включать дома в программу с согласия всех, а не двух третей собственников, а также предусматривали квартиры для жителей коммуналок.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тогда приводил результаты соцопросов о желании 70% граждан видеть реновацию в своем регионе (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Однако госпожа Хованская признала, что к запуску программ переселения готовы лишь в нескольких регионах, включая Уфу, Казань и Санкт-Петербург.

Ее проект так и не был принят Госдумой.

В Минстрое РФ два года назад опасались, что дороги и коммунальные сети не выдержат нагрузки от масштабных строек, а также не понимали источников финансирования программы. К примеру, в Санкт-Петербурге более 7,2 тыс. зданий 1950–1969 гг. постройки общей площадью 27,3 млн кв. м.

Для строительства такого же объема потребуется более 1,44 трлн руб. (при себестоимости 1 кв. м в регионе 52,8 тыс. руб.; данные Росстата). Иначе говоря, Санкт-Петербургу потребуется до трех годовых бюджетов, и это без учета расходов на снос домов.

Впрочем, опыт столицы показывает, что расходы могут оказаться еще выше. В сентябре 2020 года Московский фонд реновации провел аукцион на строительство типичного для реновации 60-метрового дома на Долгопрудной улице за 1 млрд руб., рассчитывая построить за эти деньги 7,6 тыс. кв. м квартир (по 138 тыс. руб.

за «квадрат», но без учета нежилого первого этажа и подземной парковки на 79 мест).

В обосновании к новому законопроекту говорится, что расходов из бюджета РФ он не потребует, а финансирование должны найти местные власти.

При этом в тексте определен порядок привлечения инвесторов к стройкам — через аукционы. В них смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие хотя бы 5 тыс. кв. м. квартир.

По итогам работ они должны передать властям коммунальную и другую инфраструктуру.

Примечательно, что вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале 2020 года заявлял, что о запусках программ реновации по всей стране можно будет говорить после «наладки» работы нынешних жилищных программ.

Отметим, что ключевым понятием законопроекта выступает «комплексное развитие территорий».

Решение о таком развитии и последующем привлечении инвесторов местные власти смогут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции.

Новый механизм комплексного развития территорий, говорится в пояснительной записке, поспособствует «обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан».

Между тем формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов. Через год, после критики, норма об изъятиях из закона исчезла (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года).

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская критикует новый законопроект как процессуально, так и по существу. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.

Авторы поправок, по мнению госпожи Хованской, хотят избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — недоумевает госпожа Хованская.

Депутат также считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4500523

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Новости сноса ветхого жилья

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.