О приватизации земельных участков

Содержание

Закон о приватизации земли

О приватизации земельных участков

Закон о приватизации земельных участков в новой редакции установил, что граждане смогут бесплатно получить землю от государства ещё до 2018 года. Ранее такая возможность была установлена лишь до 2015 года. Кроме того, как отмечают некоторые депутаты Государственной думы, со временем приватизация может быть переведена в бессрочную форму.

Какие земли можно приватизировать?

Разумеется, не все земли подлежат приватизации.

Закон о приватизации земельного участка ограничивает перечень категорий земель, допущенных к приватизации следующими типами:

  1. Все те земли, которые были переданы гражданам в пользование до вступления в юридическую силу указанного закона.
  2. Участки, которые выделяются гражданам для постройки собственного жилища, а также для осуществления на них хозяйственной деятельности подсобного характера.
  3. Те земли, на которые граждане получили либо получат право безвозмездного пользования, которое имеет бессрочный и наследуемый характер.
  4. Земельные наделы, предоставленные гражданам в пределах садоводческих, дачных кооперативов и так далее в целях устройства личных садов и огородов.

В своём большинстве это земли исключительно населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Однако и из данных категорий возможны исключения, когда приватизировать не представляется возможным.

Так, законом к таким землям отнесены следующие:

  • земли, которые специальным актом или в соответствии с земельным законодательством выведены из свободного оборота между лицами;
  • участки, которые государство планирует изъять в собственных целях в ближайшие 30 лет, которые подлежат реквизиции по иным причинам.

Вместе с тем рассматриваемый ФЗ (федеральный закон) в России не является исключительным актом, регулирующим порядок приватизации.

Так, помимо него процедура будет регламентироваться следующими актами:

  • Земельный кодекс;
  • Закон о дачной амнистии;
  • Закон о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2018 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.

После указанной даты иные формы права владения землёй не будут признаваться в качестве юридического факта.

Участок, где расположен частный дом

Ранее, когда гражданам выдавалась земля на праве бессрочного владения пожизненного типа, то им давалось разрешение на возведение на ней строения, хотя по нынешнему законодательству разрешение выдаётся лишь при согласии собственника земли. По этой причине случился казус, который привёл к тому, что дома стали частной собственностью, а земля осталась государственной.

Однако Земельный кодекс устанавливает, что земля и строение на ней являются неотделимым целым. Такое же положение закреплено и в гражданском законодательстве. Так что приватизации земли под частным домом является обязательством каждого собственника такого строения.

Чтобы осуществить приватизацию в данном случае в местную администрацию, в земельное управление предоставляется следующий перечень документации:

  • заявление;
  • паспорт собственника строения;
  • копию документа, который удостоверяет факт предоставления земли;
  • кадастровые документы на землю и на строение.

При этом в обязательном порядке осуществляется выкуп земли. То есть бесплатно приватизировать землю в таком случае не получиться.

Цена участка определяется согласно удельным показателям за единицу измерения участка, установленным государственной оценкой, которая проводится раз в 2–5 лет в зависимости от региона.

Участок под многоквартирным домом

Жители многоквартирных домов даже не имеют представления о том, кому принадлежит земля под их домом. Если участок при постройке здания был выкуплен застройщиком, то она сразу становится собственностью жителей, которые купили квартиры в соответствующем доме, либо жилищной организации, в зависимости от положений договора.

Однако большинство домов были построены ещё в советское время либо после развала, но также на средства государства. Так что земли под большинством таких домов являются до сих пор собственностью государства.

Положения нового закона об обязанности жильцами выкупить земли под их домами распространяются и на жителей многоквартирных домов. Это не только бюрократическая проблема, но и возможность, которая даёт жильцам множество преимуществ.

Среди таких преимуществ стоит отметить следующие:

  • после выкупа никто не сможет распоряжаться либо каким-то иным образом пользоваться землёй, кроме самих жильцов;
  • без участия и согласия жителей никто не сможет возводить постройки, даже государственного или иного публичного назначения;
  • муниципалитет не сможет изъять участок под домом, тем самым не сможет принудительно переселить жителей в другие дома;
  • жильцы смогут получать определённую прибыль, если будут использовать приватизированные земли непосредственно перед домом в коммерческих целях;
  • жители смогут сами обустраивать эти участки по своему усмотрению по общему соглашению всех собственников квартиры соответствующего многоквартирного дома.

Таким образом, преимуществ достаточно, чтобы жители многоквартирных домов решились быстрее осуществить приватизацию.

Вместе с тем стоит отметить некоторые негативные для жильцов последствия:

  1. После того как жильцы станут собственниками земли под их домом, они обязаны будут платить земельный налог. Ставка земельного налога имеет процентную привязку к кадастровой стоимости. Так что размеры налогов получаются немаленькими. Однако, сумма налога распределяется между всеми собственниками квартир.
  2. Облагораживание и обустройство придомовых участков является не только правом, но и обязательством собственников квартир. Так, если такие участки будут находиться в неухоженном состоянии, то жилищная инспекция может наложить штраф на жильцов.
  3. После приватизации участка под многоквартирным домом стоимость одной квартиры в нём автоматически подскачет на 20–30%. Тем самым жильё станет менее ликвидным, а собственникам будет сложнее продать свои квартиры.

Нужно иметь в виду, что по любому своему усмотрению жильцы участок использовать не смогут.

Так, при облагораживании и ином использовании придомового участка требуется соблюдать нормы проживания и иные бытовые, технические стандарты, установленные жилищным законодательством.

Участок в селе

Сельские участки также подлежат приватизации, однако её порядок регламентируется иным законом, который специально регулирует оборот сельскохозяйственных земель. ФЗ достаточно обширный и подробно регламентирует приватизацию земель на селе.

Основные моменты заключаются в следующем:

  1. Вопросы приватизации земель на селе находятся в ведении местных органов власти. Так, сельские советы осуществляют непосредственное распоряжение участками в соответствии с приказами вышестоящей администрации и согласно региональному законодательству.
  2. Граждане, а также организации могут получить земли в своё пользование в сельской местности согласно договору купли-продажи или аренды. Выкуп земель осуществляется исключительно на публичных торгах, назначаемых при наличии двух и более претендентов на землю. Данное правило действует лишь при условии подачи публичного объявления о проведении торгов на соответствующие участки.
  3. Наличие договора аренды, действующего более трёх лет, является основанием для выкупа земли в приоритетном порядке. Так, граждане и организации, имеющие такие договоры на землю, могут выкупить её без проведения торгов путём заключения обычного соглашения о купле-продаже.

Однако главным условием получения земли от государства, будь то выкуп или аренда, является целевое использование соответствующих участков. Так, несоблюдение норм Земельного кодекса по поводу целенаправленности каждой категории земли является основанием для изъятия земли даже из частной собственности.

Дачная амнистия

Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.

Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:

  1. Получение земли до 2001 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
  2. Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
  3. Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.

Если данные условия выполнены, то никаких проблем в приватизации дачи возникнуть не должно.

Если нет определённого правоустанавливающего документа, но земля по факту была выделена ещё до 2001 года, то необходимо запросить копию соответствующего постановления из местной администрации либо через архивную службу соответствующего района.

Если в результате таких действий никаких документов не обнаружится, то приватизация будет осуществляться в общем порядке. При этом будет производиться выкуп земли, а владелец будет обладать преимущественным правом покупки без проведения торгов.

Документы на приватизацию

Перечень документов разнится в зависимости от того, какой именно тип земли подлежит приватизации.

Так, если приватизировать нужно землю под частным домом, тип которой является ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), то понадобятся следующие документы:

  • заявление по образцу, устанавливаемому местной администрацией;
  • квитанция, которая подтвердит оплату пошлины в размере 200 рублей;
  • паспорт заявителя (только гражданин РФ);
  • документ, удостоверяющий права представителя, если подача документов осуществляется при его участии;
  • кадастровые документы на жилой дом;
  • документ, удостоверяющий соответствующее право на участок.

При осуществлении приватизации иных категорий земель, к примеру, участка в дачном кооперативе, сельскохозяйственного надела, представлению подлежат следующие документы:

  • заявление в простой письменной форме;
  • квитанция;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство, сертификат, постановление администрации о выделение земельного участка;
  • решение соответствующего кооператива о выделении земли члену кооператива;
  • документы на постройку (декларация, разрешение на стройку).

Приватизация в большинстве случаев бесплатная. Однако несмотря на это большинство граждан, боясь налогообложения и иных правовых последствий приватизации, не решаются её осуществить. По этой причине большая часть земли в обороте до сих пор находится в государственной собственности.

Из-за этого государству приходится постоянно откладывать запрет на бесплатную приватизацию, так как такой запрет лишит возможности увеличить облагаемую базу земельного налога.

Чем больше людей приватизируют участки, тем больше средств будет попадать в региональные бюджеты. Тем самым федеральные субсидии уменьшатся, а государство сможет сосредоточиться на более важных целях.

Когда программа приватизации только задумывалась, депутаты и правительство были едины во мнении, что уже к середине 2000 годов вся земля будет приватизирована. Однако граждане не выразили такую активность и интерес, который предполагался. Цели ФЗ не были достигнуты. Поэтому его действие ещё не раз продлевалось.

На сегодняшний активно обсуждается вопрос об отмене временных ограничений на приватизацию новым проектируемым федеральным российским законом. Так, она может стать бессрочной.

Вместе с тем на сегодняшний день для владельцев дачных участков были установлены самые благоприятные условия.

Так:

  • бесплатно они смогут приватизировать свои участки вплоть до 2020 года;
  • в этот срок им не нужно доказывать законность строения и представлять разрешение администрации на ввод соответствующего жилого строения в эксплуатацию.

Между тем особый порядок установлен для приватизации участков с жилыми строениями, где помимо официальных пользователей земли прописаны несовершеннолетние граждане. В таком случае необходимо учитывать интересы детей, для чего требуется участие органа опеки. В остальном порядок ничем не отличается.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/zakon-zemelnyh-uchastkov.html

До какого года продлена бесплатная приватизация земельного участка?

О приватизации земельных участков

Право на бесплатную приватизацию отдельных земельных участков было предоставлено гражданам РФ еще несколько лет назад, однако за этот период далеко не все землевладельцы успели оформить права собственности на данную недвижимость.

В связи с этим программа бесплатной приватизации снова была продлена, на этот раз с крайним сроком до 2020 года. Поэтому стоит рассмотреть условия, на которых реализуется эта программа, и краткий порядок действий для этого.

Законодательные основания

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой льготная (или упрощенная) приватизация. Под ней понимается процедура по оформлению прав частной собственности на земельный участок, которым гражданин владеет на других правах (а полные права собственности на него находятся у государства или муниципалитета).

Это связано с тем, что владельцы относятся ко льготной категории граждан или используют участок достаточно долго для того, чтобы стать его полноценными собственниками. Очевидно, что безвозмездность этой сделки ограничивает число ее участников только строго определенными в законодательстве категориями.

Изменения, которые непосредственно коснулись вопроса приватизации земельных участков, на законодательном уровне произошли относительно недавно, а именно в 2016 году. Именно с 01.03.

2016 года был введен в действие Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Данный документ отменил некоторые статьи Земельного кодекса и внес ряд изменений в порядок и условия приватизации земли.

В отдельных статьях этого нормативно-правового документа перечислены конкретные основания, когда данная процедура становится возможна, а также необходимые условия для этого.

Кто имеет право и в какой срок

Процесс бесплатной приватизации земельных участков (а также некоторых расположенных на них объектов недвижимости) получил среди граждан негласное название «дачной амнистии» (это касается участков различных садоводческих и дачных товариществ).

В последний раз изменения произошли в 2015 году — тогда возможность оформить в собственность землю была продлена до 2020 года. Для расположенных на них объектов недвижимости (чаще всего это дома) временные рамки несколько меньше — до 2018 года. Стоит отметить, что в законодательстве имеется ограниченный перечень оснований, которые дают право на бесплатную приватизацию земли.

Данные основания включают в себя:

  1. Наличие у гражданина участка на правах постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В этом случае обязательным условием является тот факт, чтобы у него также были оформлены права собственности на жилую недвижимость, которая располагается на этом наделе.
  2. Оформление земли в аренду с целью ИЖС или ЛПХ. При этом также имеется условие — участок должен быть оформлен в аренду до введения в действие нового Земельного кодекса (что произошло в 2001 году).
  3. Включение заявителя в состав членов какого-либо садоводческого или гаражно-строительного кооператива. В данном случае процедура приватизации является максимально упрощенной.
  4. Принадлежность землевладельца ко льготной категории. Такие категории устанавливаются на законодательном уровне, причем как на федеральном, так и на региональном.

В частности, к ним могут быть отнесены:

  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • ветераны.

Уточнить информацию о наличии подобного рода льготы или принадлежности гражданина ко льготной территории он может в администрации того населенного пункта, где он проживает (или где расположен тот участок, который он хочет приватизировать).

Также стоит учесть, что существует определенный перечень земель, которые не подлежат приватизации ни при каких условиях. В частности, это земли лесного и водного фондов, общественные, зараженные опасными веществами, имеющие природоохранное значение и т. п.

Порядок действий и необходимые документы

Для реализации права на бесплатную приватизацию участка землевладельцу необходимо, прежде всего, убедиться в наличии у себя оснований для этого. Если данные основания действительно имеются, алгоритм действий будет следующим:

Подготовка необходимых документов

Пакет бумаг включает в себя:

  • заявление (установленной формы документа нет, но образец, как правило, можно получить в органе обращения);
  • паспорт заявителя (копия);
  • документ, на основании которого он владеет участком (например, это может быть договор аренды или акт администрации населённого пункта о выделении земли);
  • правоустанавливающие бумаги на строения, находящиеся на территории надела (при наличии);
  • кадастровый паспорт (предоставляется только при условии, что участок включен в государственный кадастр);
  • выписка из ЕГРП, которая с 2017 года заменила кадастровый паспорт (стоит учесть, что срок ее действия составляет 1 месяц со дня получения).

В зависимости от ситуации могут потребоваться и некоторые другие документы, поэтому их точный перечень стоит заранее уточнить в том органе, куда будет происходить обращение. В случае предоставления копий они должны подаваться вместе с оригиналами или быть заверенными должным образом (то есть нотариально).

Подача документов в уполномоченный орган

Как правило, рассмотрением данного вопроса занимается специальный земельный отдел или департамент органа местного самоуправления. В каждом конкретном населенном пункте этот отдел может носить свое название.

Ожидание решения

Минимальный срок рассмотрения составляет 14 дней с момента подачи заявления, однако в отдельных случаях он может быть и продлен. В случае отказа в приватизации это решение обязательно должно быть обосновано, в случае положительного решения стороны могут переходить к оформлению необходимых документов.

В последней ситуации заявитель получает официальное решение о предоставлении земли в собственность, которое является основанием для дальнейшей государственной регистрации этого права.

Регистрация перехода права собственности

Данная процедура является обязательной и осуществляется в специальном органе — Росреестре. Для этого землевладельцу необходимо подготовить и предоставить в регистрационный орган определенный пакет документов и обязательно оплатить государственную пошлину.

По окончании процесса приватизации гражданину будет выдан документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности на землю.

Именно это свидетельство и будет главным документальным основанием того, что теперь участок находится в его частной собственности.

После этого он получает практически ничем не ограниченные (кроме законодательства) права на пользование и распоряжение данным видом недвижимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/besplatnaya-privatizaciya.html

Приватизация земельных участков гражданами

О приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Что сказано в законах РФ о приватизации земельных участков

О приватизации земельных участков

Земельным законодательством четко определено, кто имеет право на приватизацию, порядок ее проведения, возможные ограничения, основания для отказа. Со всеми тонкостями стоит ознакомиться заранее, взвесив имеющиеся возможности и сложности.

Готовясь к приватизации, важно ознакомится с порядком ее оформления. Каждая категория земель имеет собственные юридические тонкости.

Какие земли можно оформить в собственность в 2020 году

Новым правительственным решением был продлен срок дачной амнистии. Бесплатно оформлять земли под домами в собственность разрешено до 1 марта 2020 года. Однако, сделать это возможно не с любым участком.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Доступные варианты в 2020 году:

  • земли со строениями, полученные гражданами до введения Земельного кодекса;
  • территории, арендованные для ИЖС или ПХ;
  • наделы, переданные по наследству или полученные в бесплатное пользование на неопределенный срок;
  • полученные гражданами участки для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, под гаражами и пр.

Кто имеет исключительное право

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.

От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Что говорят федеральные законы о приватизации земельных участков

Приватизационные процедуры регламентируются несколькими законами:

  • ФЗ о приватизации земель;
  • ФЗ о дачной амнистии;
  • ЗК РФ;
  • законом о государственной регистрации.

В соответствии с ними все территории под недвижимым имуществом необходимо переводить в частную собственность или в арендное пользование.

Главную роль при безвозмездной передаче земельных участков играет закон о дачной амнистии, закрепляющий единые требования к процедурам купли-продажи, сдачи в арендное пользование, обмена, передачи по наследству земель.

Порядок процедуры

Изначально важно знать, что дачная амнистия действует в отношении земель, полученных до 30 октября 2001 года. Если данное условие соблюдено, можно переходить к следующему шагу – изучению правоустанавливающей документации. В ней нужно найти основания предоставления надела. Если отдельной графы не имеется, значит, участок передан на праве собственности.

В случае отсутствия документации на земельный участок, надо получить выписку из хозяйственной книги, выдаваемую местным органом власти. В дальнейшем она станет правоустанавливающим актом. Если никаких сведений не найдется и в книге, участок придется выкупать по рыночной стоимости.

Под частным или многоэтажным домом

Приватизировать землю, находящуюся под частным домом, достаточно проблематично. Для этого собственник недвижимости должен приобрести участок независимо от способа первоначального получения.

Цена надела в данном случае определяется по кадастровой стоимости. Основанием для выкупа земельной площади становится наличие на ней собственной постройки.

Для приватизации участка под частным домом необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • ксерокопии паспорта и арендного договора;
  • кадастровый план.

Скачать образец заявления на приватизацию участка

Каждый гражданин решает сам, стоит ли ему приватизировать землю, расположенную под многоквартирным домом. Процедура имеет как плюсы, так и минусы.

Основные преимущества заключаются в следующем:

  • Обеспечиваются дополнительные гарантии: невозможность использования участка третьими лицами без согласия собственника (проложить дорогу, построить магазин или СТО); невозможность отчуждения части территории, снесения имеющихся на ней строений без согласия владельца; невозможность бесплатного изъятия земельного участка для обеспечения нужд муниципалитета.
  • Создается возможность получения дополнительного заработка. К примеру, путем сдачи в аренду придомовой территории.
  • Обеспечивается удобство эксплуатации. Хозяева могут на свое усмотрение облагораживать земли: обустраивать места отдыха, прогулок, детских игр и пр.

В СНТ

Садовый участок получить в личную собственность проще всего. Если он выделен в СНТ, следует обратиться с заявлением в районную администрацию. Согласовывать свои планы с правлением или иными участниками товарищества нет необходимости.

С садовым наделом, выделенным индивидуально, процесс еще легче. С заявлением и документом о выделении территории нужно сразу обращаться в Росреестр.

С 2015 года действуют новые правила, согласно которым не нужна подготовка кадастрового плана, занимающая огромное количество времени и требующая немалых затрат.

Приватизировать участок можно самостоятельно или через доверенное лицо: юриста частной компании или председателя СНТ. На представителя необходимо оформить доверенность.

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве установил двух этапную процедуру. Сначала следует получить согласие собственника участка – муниципального образования. Далее зарегистрировать имущественное право на территорию в Росреестре.

Тем лицам, на которых распространяется закон о дачной амнистии, первый этап проходить не требуется. Они реализуют свое право на основе закона, поэтому не нуждаются в согласовании решения с собственником земли.

Для обращения в администрацию необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • акт о выделении надела;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся постройки;
  • кадастровый план (в случае осуществления постановки на кадастровый учет);
  • техническую документацию на имеющиеся объекты недвижимости;
  • подлинник и ксерокопия паспорта заявителя.

При обращении в Росреестр по дачной амнистии достаточно иметь паспорт и документ о предоставлении участка. Отсутствие отметки конкретного права получения земли не может быть основанием для отказа в проведении приватизации.

В сельской местности

Сельские участки приватизируются в порядке, определенном специальным Законом об обороте сельскохозяйственных территорий.

Главные законодательные положения:

  • Вопросы приватизации участков в сельской местности относятся к компетенции муниципалитетов. Так, сельские советы распоряжаются землями по приказам вышестоящей администрации в соответствии с региональным законодательством.
  • Передача участков на селе в пользование граждан или юридических лиц осуществляется по договорам купли-продажи или аренды. Выкупать наделы можно только на публичных торгах, проводимых при наличии как минимум двух претендентов на имущество. Такое правило действует в случае публичного заявления о торгах по определенным наделам.
  • Лицо, имеющее арендный договор, действующий дольше трех лет, имеет право на выкуп территории в приоритетном порядке. Следовательно, оно может купить арендуемый участок без торгов на основании обычной сделки купли-продажи.

Платно или бесплатно

До 1 марта 2020 года основные положения о ценах приватизации земель были установлены в 28-й и 36-й статьях ЗК РФ. Федеральный закон о приватизации земельных участков № 171-ФЗ отменил их действие и внес изменения в процедуру, сделав ее бесплатной.

В 2020 году граждане и юридические лица могут получать от государства и муниципалитетов земельные участки в свою собственность безвозмездно в следующих случаях:

  • Если гражданин получил землю в безвозмездное пользование в целях ведения фермерского или личного подсобного хозяйства на срок до 6 лет – по истечении пятилетнего периода.
  • Если земельный участок получен гражданином в безвозмездное пользование для ИЖС или подсобного хозяйства на период до 6 лет – по истечении 5 лет.
  • Гражданам, имеющим трех и более детей. Такое получение земли возможно однократно.
  • Иным категориям населения, имеющего права на получение земель по федеральному законодательству.

Когда можно получить отказ

Законом определены следующие основания отказа в приватизации земельного участка:

  • нахождение земли в резерве для государственных нужд;
  • изъятие территории из обращения;
  • запрет на приватизацию по ст. 28 ФЗ № 178;
  • участок находится на берегу пруда, водоема или береговой линии общего пользования;
  • отнесение земли к категории общего пользования (автодорога, площадь, улица и пр.).

Отказ в приватизации земли оформляется письменно с мотивированием соответствующими законодательными положениями федерального уровня.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-o-privatizacii-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.