Обеспечение по соцнайму

Предоставление жилья по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

Обеспечение по соцнайму
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Предоставление жилья по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

Предоставление жилья подразумевает соблюдение очередности.

Российская Федерация основной упор в своей политике делает на социальную защиту граждан, а в большей степени, неимущих слоев населения.

Именно поэтому обмен и предоставление жилплощади по договору соцнайма является одной из самых назревших тем для разъяснения в юридической литературе, посвященной жилищным проблемам.

Кроме того, дилемма о том, как оформить договор социального найма на обмен или выдел недвижимости и как составить заявление для постановки на учет, занимает умы и простых граждан, имеющих нужду в улучшении условий своей жизни.

Договор социального найма

Договор социального найма жилого помещения является одной из самых злободневных тем для разговоров на сегодняшний день.

Это связано с тем, что многие граждане пользуются недвижимым имуществом именно на подобных положениях.

Договор социального найма жилого помещения заключается в том, что он координирует правоотношения, возникающие между наймодателем и нанимателем на определенный временной срок.

В большинстве случаев по данному критерию выделяется жилье для пользования малоимущим гражданам из жилищного фонда муниципалитетов или федеральной собственности.

Отсюда следует умозаключение о том, что договор социального найма осуществляется между государством (или муниципалитетом) и физлицом, после того как снабженный полномочиями орган получит заявление. Подобные основания прописаны в ст.

671 и 672 ГК РФ. Условия и срок пользования, владения имуществом регламентируются ст. 60 ЖК РФ.

Договор социального найма характеризуется как:

  • Консенсуальный. В данном случае речь идет о том, что для непосредственного заключения договора необходимо соблюсти конкретный законодательный порядок (действия), в частности, написать заявление и согласовать основные условия пользования жильем, предмет договора и нанимателя.
  • Возмездный. Современное законодательство РФ предусматривает два способа предоставления недвижимого имущества для частного пользования: бесплатное и платное. понятия «возмездный» как раз и подразумевает определенную плату за распоряжение жилплощадью.
  • Двухсторонний. Договор найма жилого помещения социального использования, как было указано выше, предполагает две стороны сотрудничества: наймодателя и нанимателя.
  • Взаимный. Наймодатель и наниматель имеют определенный набор прав и обязанностей, которые должны беспрекословно соблюдаться обеими сторонами (ст. 65 и 67 ЖК РФ).

Кроме того, содержание ЖК РФ позволяет вывести и два других вида договора соцнайма, которые дают право на:

  • Владение имуществом для коммерческого использования. В данном случае оформляется договор коммерческого найма, который хоть и похож, но имеет свои ключевые отличия от договора соцнайма на обмен или выдел жилплощади.
  • Имущество для служебного использования.

На сегодняшний день может заключаться и другой тип соглашений отдельный от договора соцнайма, не подходящего для коммерческого использования жилья.

Подобные действия обуславливаются, если поступает заявление от лица, которое ранее не числилось как отдельный субъект правоотношений, а пользовалось жилплощадью на правах представителя семьи.

Изменение договора социального найма жилого помещения подразумевает постановку на учет нового субъекта правоотношений, который был признан нуждающимся, в установленный законодательством срок.

Стоит отметить, что изменение договора социального найма на выдел или обмен служебного жилья не для коммерческого пользования происходит в ряде случаях:

  • Если произошло объединение семей, которые пользовались имуществом по разным договорам соцнайма. При этом содержание данного пункта не ограничивает права на использование или обмен уже ранее выделенного имущества. Иными словами, переоформление договора социального найма в данном случае дает возможность объединить, а значит, увеличить имущество на основе единого договора.
  • Если зафиксирован факт смерти нанимателя или его отъезд. В таком случае все права переходят к одному из членов семьи предыдущего нанимателя. При этом нет необходимости вновь писать заявление, чтобы встать на учет как физлицу, нуждающемуся в улучшении условий после смерти родственника, или чтобы произвести обмен такой квартиры. Главное представить заявление о смене нанимателя и документы, подтверждающие факт смерти предыдущего нанимателя (копия свидетельства о смерти) и иные документы, предусмотренные законодательством.
  • Если произошло изменение количества членов семьи (после рождения). Фактом подтверждения в этом случае является копия свидетельства о рождении.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Законодатель регламентировал основополагающие правила того, как право собственности использования жилплощади по договору социального найма переходит физлицу. Последовательность снабжения жилых помещений зафиксирована в ст. 57-59 ЖК РФ. Эти правила обязательны для исполнения на всех уровнях государственной власти, как на федеральном, региональном, так и муниципальном.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений подразумевает соблюдение очередности после того, как физлицо встанет на учет жилищного фонда.

Однако современные НПА предусматривают и исключения из общего правила, по которому идет выдел жилья для использования гражданами РФ вне очереди. Согласно ст.

57 ЖК РФ, по договору о соцнайме выделяется жилое помещение из жилищного фонда вне очереди для пользования следующим категориям граждан:

  • физлицам, квартира которых находится в аварийном состоянии, что подкреплено соответствующими постановлениями уполномоченных органов;
  • детям-сиротам, а также детям, которые остались без родительского попечения;
  • гражданам, которые страдают от тяжелых хронических заболеваний (их перечень закреплен в ст. 51 ЖК РФ).

После того как наниматель жилого помещения по договору социального найма будет принят на учет и напишет заявление, уполномоченные лица жилищного фонда должны принять решение о том, наделить субъект правоотношений имуществом для использования в жилых целях или же вдвинуть отказ.

Подобное решение должно быть принято в срок, который установлен НПА.

Если заявление будет рассмотрено в надлежащий срок, а после этого решение органа было отправлено в трехдневный срок нанимателю, то стороны могут приступить к составлению договора соцнайма о предоставлении жилья для частного или служебного пользования из жилищного фонда.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право получить жилье именно в том месте, где он проживает. Информация о подобном волеизъявлении субъекта должна быть включена в заявление.

Наймодатель в таком случае обязан предоставить имущество на указанной территории, причем квартира должна иметь все технические и санитарные условия для комфортного проживания.

Если выявлено отсутствие того или иного условия, то это является детерминантой для служебного разбирательства и выдела новой жилой площади гражданину, вставшему на учет жилищного фонда.

Требования к жилому помещению социального найма

По договору соцнайма выделяется жилплощадь не для коммерческого использования, а для каждодневного проживания.

Соответственно, квартира должна соответствовать определенным требованиям, отсутствие которых также является основой для служебного и даже судебного разбирательства.

Другими словами, наниматель жилого помещения по договору социального найма наделяется правом получения имущества, которое отвечает целому ряду характеристик.

Во-первых, это благоустроенность. Данное основание подразумевает, что квартира, выделяемая из жилищного фонда для частного пользования, должна располагаться в здании, попадающем под категорию капитального строительства.

Если на учет встали граждане аварийного жилья, в котором было зафиксировано отсутствие того или иного условия для комфортного проживания, то это не является детерминантой, чтобы наймодатель подыскивал такое же неблагоустроенное жилье в установленный законом срок. Наоборот, договор социального найма служебного жилого помещения подразумевает действия, направленные на улучшение бытовых условий. 

Во-вторых, имущество для частного использования простыми гражданами должно полностью соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным.

Заключение об этом выдается специально уполномоченными органами. Ст.

23 ФЗ №52-ФЗ дает право субъектам правоотношений претендовать на жилье, которое предоставляется в пользование в результате подписания договора о социальном найме служебного или жилого помещения, отвечающее требованиям:

  • обеспечения сна и отдыха;
  • организации питания;
  • звуконепроницаемости и шумоизоляции;
  • естественности освещения (светопроницаемость);
  • пожарной безопасности;
  • проветриваемости и циркуляции воздуха;
  • правильного теплообмена.

В том случае, если жилье служебного, жилого предназначения будет не отвечать указанным выше условиям, то это является детерминантой для признания его непригодным для коммерческого или жилого использования. В результате будет произведен обмен подобного имущества, предполагаемого не для коммерческого, а для жилого использования из жилищного фонда на более приемлемый объект.

Жилое помещение для частного пользования должно предоставляться в пределах нормы, установленной в том или ином муниципальном образовании в законодательно установленный срок, после того как нуждающееся лицо встало на учет жилищного фонда. данной нормы зафиксировано в ст.

50 ЖК РФ. Кроме того, получение квартиры по договору соцнайма подразумевает заселение разнополых граждан в различные комнаты, если не получено на совместное проживание их согласие. данного требования прописано в ст. 58 ЖК РФ.

Исключением из этой нормы является заселение в одно помещение супружеских пар. Так же содержание ст.

58 ЖК РФ подразумевает и то, что наймодатель при предоставлении жилого служебного помещения, не подходящего для коммерческого пользования, должен учитывать состояние здоровья гражданина, вставшего на учет жилищного фонда.

Стоит отметить, если происходит обмен старого жилья после того, как выйдет заключение о признании его аварийным, на новую жилплощадь, то наймодатель должен учитывать площадь ранее занимаемого помещения.

Кроме того, после того как осуществится получение недвижимого имущества служебного типа, физлицо, вставшее на учет как нуждающееся, может претендовать и на другую собственность из жилищного фонда, не подходящую для коммерческого использования.

Иными словами, данная норма, содержание которой прописано в ЖК РФ, дает право на получение дополнительной жилплощади, но лишь в том случае, если не пропали основания на подобные действия, зафиксированные ст. 51 и 56 ЖК РФ.

Определение общей площади предоставляемого жилого помещения

Одним из требований к жилью по договору соцнайма не коммерческого использования являлось определение нормы жилплощади. В большинстве случаев норматив фиксируется в НПА субъектов РФ, поэтому разнится в зависимости от регионов. При этом срок предоставления жилплощади будет обуславливаться количеством очередников.

Например, закон Ростовской области, содержание которого направлено на урегулирование вопроса, который подразумевает предоставление или обмен недвижимого имущества, регламентирует следующие нормы:

  • на гражданина, который встал на учет один, общая площадь должна составлять 33 метра;
  • на семью, которая направила заявление от 2 членов, норма жилплощади составляет 42 кв. метра;
  • семье, которая состоит из 3 или более членов, законодательные действия подразумевают выдел жилплощади в закрепленный НПА срок в объеме 18 кв. метров на человека.

Однако содержание ЖК РФ подразумевает и исключительные случаи, когда норма может быть уменьшена на 10 %. Обуславливает подобную исключительность отсутствие подходящего жилья в жилищном фонде муниципалитета. В дальнейшем возможен обмен квартиры на более подходящую жилплощадь в соответствии с интересами нанимателя.

Опыт нашей команды по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/predostavlenie-zhilya-socnajma-sostoyashhim-na-uchete-v-kachestve-nuzhdayushhihsya.html

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Обеспечение по соцнайму

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: https://www.garant.ru/article/692747/

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ – КС Цитадель

Обеспечение по соцнайму

Подскажите пожалуйста. У нас в Циолковском опять разрешили соцнайм. В очереди я стою с апреля 2017 г. как малоимущая.

В этом году поменяли в городке прожиточный минимум на более меньший, нужно ли опять доказывать, что я малоимущая? А если теперь немалоимущая- добавили пенсию на 500 руб, то меня выкинут с очереди. Циолковский закрытый городок. Соцнайм был приостановлен в 2016 г.

В Этом году выбраны новые депутаты и они приостановление сняли. Проживаю в служебной квартире городка. Когда соцнайм разрешают, то служебные квартиры разрешают переоформлять на договор соцнайма. В 2017 году я подала на жилищную комиссию документы на переоформление, так, как вышла малоимущей за год.

Они увеличили прожиточный минимум в 2017 г. для жителей городка, и я вышла малоимущей. Меня поставили на очередь. в 2018 г. они опять уменьшили прожиточный минимум, и я стала не малоимущей, но в очереди уже стояла.

Ответ:

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий обеспечения малоимущих жильем – признание статуса гражданина .

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ.

Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем.

Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://acitadel.ru/2018/10/09/obespechenie-maloimushhix-zhilem-po-dogovoram-socialnogo-najma-vopros-otvet/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.