Обладатель публичного сервитута

Содержание

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Обладатель публичного сервитута

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Как публичный сервитут суперфицием стал

Обладатель публичного сервитута

Недавно был принят и уже вступил в действие довольно обширный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ и иные законы (ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным.

Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие авторы считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц.

Такие обременения отличались от обычных сервитутов тем, что последние всегда имели конкретных правообладателей.

К тому же практика установления публичных сервитутов не имела широкого распространения, поскольку за них должна была вноситься плата, а потому эта практика всерьёз мало кого беспокоила. Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Но после принятия ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341 возникли серьёзные основания для того, чтобы обратить внимание на публичные сервитуты, тем более что этот закон не внёс никаких изменений в Гражданский кодекс РФ, хотя тот регламентирует обычные (частные, гражданские) сервитуты. Мотивов тут несколько…

Во-первых, и обычный (частный, гражданский) сервитут, и публичный сервитут, хотя они и объединены общим понятием «право ограниченного пользования чужим земельным участком», тем не менее, продолжают называться сервитутами.

Впрочем, этот довод можно было привести и раньше, но сейчас он рельефно подчёркнут новой редакцией ст. 23 ЗК, где сервитут и публичный сервитут перечислены через запятую. Разумеется, налицо нарушение правил формальной логики, прежде всего закона тождества (привет адептам машинизации права!).

Но главное даже не это, а то, какой критерий лежит в основе их разграничения.

Если раньше это был круг лиц, имеющих право на сервитут, – конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг лиц – для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно. Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, ведь среди них неограниченных прав нет.

Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив.

А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

Во-вторых, в Земельном кодексе РФ появился новый термин «обладатель публичного сервитута», к которому отнесено лицо, установленное в соответствии с главой V.7 кодекса.

И хотя законодатель всячески стремился избежать прямого указания на конкретное лицо, которое является «правообладателем», это фактически – любой заявитель, ходатайствующий об установлении публичного сервитута (субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры, любое лицо, подавшее ходатайство об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд и имеющее на это право, иное уполномоченное лицо, sic!), см. ст. 39.40 ЗК. Таким образом, у публичного сервитута может быть не только конкретный, но часто и единственный управомоченный. Именно он вносит плату за публичный сервитут (ст. 39.46 ЗК), заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК) и т.д.

Если мы примем во внимание, для каких целей теперь устанавливается публичный сервитут (см. ч. 4 ст.

23 ЗК), то станет понятно, что при признании управомоченным по такому сервитуту конкретного лица последний ничем не будет отличаться от сервитуария по гражданскому праву.

Однако применение гражданского законодательства к таким частным по сути сервитутам прямо исключено (ч. 3 ст. 23 ЗК).

Цель очевидна – избежать применения общих норм гражданского права к данным отношениям, создав некий анклав в правовом регулировании.

В-третьих, плата за публичный сервитут теперь может устанавливаться лишь тогда, когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, причём даже в этих случаях закон может освобождать от внесения такой платы (ч. 13 ст.

23 ЗК).

Очевидно, что использование здесь оценочного понятия «существенные затруднения» открывает возможность для широкого судебного усмотрения… Думаю, плата будет легально устанавливаться в редких случаях, хотя очевидно, что любое использование земельного участка третьим лицом создает для его обладателя неудобства. Неслучайно закон ограничил установление публичных сервитутов для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и личного подсобного хозяйства (ч. 5 ст. 39.39 ЗК).

А остальным придётся терпеть, да еще бесплатно, по крайней мере, в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 39.46 ЗК.

Правда, индивидуальным предпринимателям, фермерам и юридическим лицам, как, впрочем, и жильцам многоквартирных жилых домов, вроде бы, бояться нечего, если только у них нет объектов в полосах отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки в которых находятся в государственной собственности, либо если они не заключали договоров о технологическом присоединении к разного рода сетям. Их, скорее, должно волновать ограничительное толкование «существенных затруднений в использовании земельного участка», но это отдельная история…

Наконец, в-четвертых, любой сервитут, который предусмотрен ЗК, в том числе публичный, допускает размещение на служащем земельном участке сооружений (завершённых или не завершённых строительством), см. п. 8 ст. 39.11 ЗК. Такие сооружения могут быть объектами недвижимости, а принадлежат они обладателю публичного сервитута.

В прежней редакции ЗК данный вопрос не возникал, поскольку публичные сервитуты устанавливались в пользу неопределённого круга лиц. Теперь же есть конкретное управомоченное лицо… Правда, чётко не решён вопрос, на каком праве принадлежат эти сооружения обладателю сервитута.

На праве собственности или в силу публичного сервитута? А в последнем случае, чьи они? Собственника земельного участка?

Наиболее разумным, на мой взгляд, было бы последнее решение, однако оно противоречит многолетней практике наших сетевых компаний – газовых, тепловых, электрических, – которые всегда заставляли частных лиц передавать даже возведенные за свой счет сооружения в собственность этих компаний.

Думаю, практика после принятия поправок в Земельный кодекс РФ будет формироваться в том же духе, тем более что и сами эти поправки, несомненно, приняты в интересах сетевых компаний.

Труба есть труба… А цивилистам ещё долго придётся «зализывать раны», пытаясь вписать публичные сервитуты в стройную систему гражданских прав.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/09/07/kak_publichnyj_servitut_superficiem_stal

Права, обязанности и обременение обладателя сервитута

Обладатель публичного сервитута

Сервитут предоставляет право ограниченного пользования земельным участком, находящемся в чужой собственности. По положениям ГК РФ, при вводе данного обременения появляются два правовых статуса: владелец сервитута и его обладатель.

Обладатель сервитута

Согласно статье 5 Земельного кодекса, обладателями сервитута считаются граждане, имеющие право пользования чужим земельным участком с установленными ограничениями. В большинстве случаев данное право пользования распространяется на отдельную часть земельного участка. Очень редко оно используется в отношении всего участка.

Инициаторами ввода сервитута чаще являются владельцы соседних участков. Однако при некоторых обстоятельствах cервитут устанавливается на иной земельный участок. По закону удаленности участка не придается никакого значения.

Закон разрешает ввод сервитута владельцам участка и гражданам, имеющим участки по праву бессрочного пользования. Гражданин вправе добиваться ввода ограничений на данный участок и стать обладателем сервитута по следующим причинам:

  • потребность прохода или проезда по данному участку;
  • подвод электропитания или ЛЭП;
  • необходимость соединения с линиями инфраструктур или установки знаков;
  • для осуществления научно-исследовательских изысканий;
  • для ремонта коммунальных и электрических сетей;
  • для перегона скота;
  • для обслуживания линейных объектов;
  • в остальных случаях, когда без сервитута не обойтись.

Сервитут вводится для удовлетворения публичных и частных нужд. Инициаторами публичного сервитута выступают федеральные или местные органы власти. Это производится для осуществления общественно значимых проектов посредством принятия соответствующих решений по вводу обременений данного земельного участка.

Публичный сервитут определяется в отношении неограниченного числа граждан, поэтому его обладателем считается все местное население, которое, к примеру, пользуется проходом по территории установленного участка.

Обладатели частного сервитута — отдельные граждане или организации, заключившие соглашение по установлению сервитута для осуществления личных или корпоративных целей. Характерным признаком частного сервитута считается допустимость расширения его действия не только на конкретный участок, но и на другие объекты.

Обладатели сервитута — физические и юридические лица, имеющие право прохода, проезда или производства установленного перечня действий на чужом земельном участке.

Права обладателя сервитута

Любой гражданин вправе просить у владельца участка введения сервитута. Если договориться с владельцем не получилось, он может подать иск в суд для документального обоснования своих притязаний. В случае успешного решения вопроса он станет обладателем сервитута в обязательном режиме.

Права и обязанности сторон данного обременения закрепляются в письменном договоре или содержатся в постановлении органов местных властей. При этом устанавливаются пределы выделенной зоны, в границах которых действует сервитут.

Обладатель сервитута может использовать всю инфраструктуру, находящуюся в пределах выделенной зоны, и осуществлять перечень действий, определенных договором. Владелец участка не должен чинить препятствия при производстве данных работ, а обладатель сервитута должен выполнять все действия с наименьшими затратами для собственника участка.

Все действия обладателя сервитута должны выполняться в пределах выделенной зоны и не препятствовать деятельности собственника участка. Право пользования сервитутом не предусматривает изменение пределов выделенной зоны и несогласованную замену типа сервитута.

Обязанности обладателя сервитута

Вне зависимости от ввода ограничений владелец наделен всеми правами по пользованию участком. Однако он должен считаться с некоторыми ограничениями. По этой причине собственник участка претендует на получение соразмерной платы за ввод сервитута. Это положение закреплено в Гражданском и Земельном кодексах.

Величина оплаты определяется и устанавливается сторонами. При ее подсчете учитывается сумма издержек, имеющихся у владельца участка. Величина окончательных выплат должна индексироваться по мере инфляции.

Обладатель сервитута обязан производить выплаты согласно режиму и периодам, закрепленным в договоре. Он также оплачивает все издержки по процедурам регистрации сервитута в структурах Росреестра.

Обладатель сервитута должен строго выполнять все требования по установленному обременению и ответственно пользоваться объектом предоставленного права.

Сервитут устанавливается по определенной сфере деятельности и не может изменяться в одностороннем порядке.

К примеру, при наложении обременения с целью проведения линий инфраструктур определяется перечень разрешенных работ и используемая техника с указанием числа занятых сотрудников.

Всю деятельность обладатель сервитута обязан осуществлять в рамках целевого назначения земельного участка. Если участок относится к сельскохозяйственным угодьям, то обладатель сервитута обязан обеспечить сохранность плодородного пласта участка. При нарушении условий договора обладатель сервитута может быть оштрафован в административном порядке.

Пользователь сервитута должен возмещать владельцу все расходы относительно содержания участка (к примеру, переводить средства на восстановление земель участка). По завершению периода действия права на сервитут он обязан оплатить все необходимые действия по снятию установленных ограничений из базы Росреестра.

Обременения обладателя сервитута

Ввод ограничений касается только собственника участка. Обладатель сервитута получает статус пользователя. Однако право на сервитут невозможно продать или передать другому пользователю. Для этого надо аннулировать прежнее соглашение и оформить новое.

Право сервитута не является отдельным хозяйственным объектом, поэтому его нельзя оформить в залог.

Право пользования ограничениями остаются за обладателем сервитута, если право собственности на участок переходит к другому владельцу. Оно сохраняется также при актах дарения, обмена, продажи. Имеется только единственное исключение: когда участок отторгается государством или местными властями для собственных потребностей, и обременения по участку отменяются.

Действия сервитута заканчивается, когда исчерпываются основания для его продления в связи с полным выполнением намеченных работ, а также при завершении срока, установленного соглашением.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/prava-2.html

Кто такой обладатель сервитута, его права и обязанности

Обладатель публичного сервитута

Сервитут предполагает возможность ограниченного пользования участка земли, который находится в чужом пользовании.

ГК РФ, который регламентирует установку этого обременения, выделяет две стороны: собственника сервитута и его обладателя.

Кто может являться обладателем сервитута

В соответствии с 5 статьей Земельного кодексам под обладателями сервитута понимаются граждане, наделенные правом эксплуатации чужого земельного надела с определенными ограничениями.

Согласно сложившейся практике подобное право пользования они приобретают в отношении части земельного участка и гораздо реже оно распространяется на весь надел земли.

Но при наличии определенных обстоятельств сервитут определяется на другой земельный участок, не принадлежащий соседу. По мнению некоторых юристов удаленность участка обладателя сервитута не имеет никакого значения.

Согласно действующему законодательству право требования установки сервитута закреплено не только за собственниками, но и лицами, владеющими участками на правах бессрочного пользования.

При каких обстоятельствах лицо может требовать установки обременений и стать обладателем сервитута

Это:

  • необходимость прохода или проезда по соседскому участку;
  • необходимость прокладки электрокабеля или обслуживания ЛЭП;
  • потребность в проведении коммуникаций, размещении знаков;
  • при проведении научно-исследовательских и дренажных работ;
  • при необходимости выполнения ремонта коммунальных и электросетей;
  • для перегона домашнего скота;
  • эксплуатация линейных объектов;
  • в прочих случаях, если без обременения решить задачу невозможно.

В последнем случае его инициатором становится государство, местная администрация, которые для реализации общественно значимых задач выносят постановление об установке ограничительных мер по отношению к собственнику.

Публичный сервитут устанавливается по отношению к неограниченному кругу лиц (по сути обладателем становятся все жители муниципального образования, которым, например, требуется пройти через определенный участок).

Тогда как обладатель частного сервитута — это конкретное лицо, которое определено договором и преследующее свои личные интересы. Отличительной чертой частного сервитута является возможность распространения его действия не только на участок земли, но и на иную недвижимость.

Таким образом, обладатели сервитута — это непосредственно те лица, которым предоставили право прохода, проезда или выполнения определенного спектра работ на чужом участке.

Различия между обладателем и собственником сервитута

Приведем ключевые отличия между собственником и обладателем сервитута:

ОсобенностиОбладатель сервитутаСобственник сервитута
Кто может выступатьФизлицо или группа лиц, владеющие или использующие другие участки (соседние и удаленные)Только владелец земельного участка
ПраваОграниченное пользование частью земли, на который установлен сервитут, в соответствии с условиями соглашения/судебного решенияОбременение участка сервитутом не лишает его владельца всей полноты прав владения, пользования и распоряжения
Переход правНе имеет права передачи/продажи сервитутаСервитут не ограничивает права собственности: землевладелец может продавать/дарить/сдавать в аренду участок, обремененный сервитутом по своему усмотрению
Продажа обремененного участкаПрава на сервитут сохраняются за обладателем при смене собственника/пользователяУчасток продается вместе с обременением в виде сервитута
ОбязанностиНе создавать лишние обременения для владельца при реализации своего права, компенсировать ему все издержкиНе препятствовать реализации права на сервитут

Таким образом, обладатель сервитута приобретает законное право ограниченного пользования чужим земельным участком. При этом осуществление такого права должно быть наименее обременительным для собственника.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/prava-i-obyazannosti-obladatelja.html

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Обладатель публичного сервитута

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Собственник земли и обладатель сервитута: в чем отличие, чем похожи?

Обладатель публичного сервитута
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

В некоторых ситуациях может потребоваться предоставление общего доступа к территории, принадлежащей частному лицу, организации либо государству. В этом случае на участок или отдельную его часть устанавливается обременение в виде сервитута.

Выделяют две стороны взаимоотношений – владельца земли и лиц, в чью пользу было предоставлено ограниченное право использования чужой территории. В данной статье вы узнаете, одно и тоже ли это лицо.

Собственник земельного участка, обременённого сервитутом — кто это?

Согласно 5 статье ЗК РФ, лица, обладающие правом владения и свободного распоряжения той или иной территорией, являются её собственниками. Они могут осуществлять с данной землёй любые операции и сделки (оставлять недвижимость под залог, передавать по наследству, продать, подарить, обменять на другое имущество и т. д.).

Единственный запрет, имеющийся в действующем российском законодательстве, касается использования территории не по прямому назначению.

Каждый участок имеет определённую категории и вид разрешённого использования. Ни собственник, ни арендатор, ни третьи лица не имеют права использовать землю иначе, чем это допустимо по закону.

Например, если участок был выделен для садоводства или огородничества, на нём запрещено строить коммерческие предприятия или фабрики. Такие земли обладают высокой плодородностью, поэтому должны применяться исключительно в сельскохозяйственных целях.

При обременении территории сервитутом владелец не теряет права собственности на землю. Обладатели права ограниченного использования участка также не становятся совладельцами данного объекта недвижимости.

В случае причинения собственнику некоторых неудобств он вправе требовать назначения определённой платы за использование своего участка.

Обладатель сервитута: кто это?

Лица, в чью пользу было установлено обременение, получившие право на ограниченное использование чужой территории, называются обладателями сервитута, согласно 5 статье ЗК РФ. Данные лица не обладают правом продажи или передачи этого обременения.

Установление сервитута осуществляется лишь при наличии у заинтересованной стороны существенной причины:

  • получения доступа к общему колодцу или водопроводной колонке;
  • необходимости перегона или выпаса домашних животных;
  • осуществления ремонтных или строительных работ;
  • размещения коммуникаций;
  • прокладки дороги;
  • необходимости проезда по смежному участку;
  • и т. д.

Права и обязанности обладателей сервитута

Лицо, которому требуется получить доступ к чужой территории, обладает законным правом на обращение к собственнику участка с просьбой об установлении сервитута. Владелец объекта недвижимости может настоять на определении суммы платы, взимаемой за использование его земли.

Если прийти к компромиссу не получается, одна из сторон должна обратиться в суд для разрешения конфликта. Права и обязанности обладателя сервитута будут указаны в судебном постановлении.

Стороны смогли договориться об условиях ограниченного использования участка? В таком случае им необходимо заключить письменное соглашение. В нём указываются обязанности и права обладателя сервитута, а также другие немаловажные пункты.

Действия лиц, в чью пользу было установлено обременение, не должны выходить за пределы вверенной им территории, а также мешать владельцу свободно распоряжаться своим участком.

Право собственности на землю перешло к новому лицу? Это никаким образом не влияет на действительность сервитута. Обременение сохраняет свою законную силу при любой форме перехода прав на объект (например, в случае дарения или наследования территории третьими лицами).

Однако и в этом случае имеется исключение: сервитут отменяется, если участок переходит к государству либо муниципалитету.

Основные различия между собственником земли и обладателем сервитута

Ниже представлена таблица, с помощью которой можно ознакомиться с основными отличиями между обладателем сервитута и владельцем обременённой территории.

Сравнительные характеристики

Хозяин обременённого участка

Обладатель сервитута

Возможность передачи прав

Собственник свободно распоряжается своей землёй, совершая с ней любые операции и сделки.

Данные лица не обладают правом на передачу либо отчуждение сервитута.

Обязанности сторон

Владелец не может препятствовать реализации права на ограниченное использование территории, находящейся в его собственности.

Данные лица не должны причинять хозяину участка лишние неудобства и нарушать условия пользования чужой землёй.

Продажа участка

При отчуждении земли вместе с ней новому владельцу переходит обременение в виде сервитута.

В случае смены собственника объекта недвижимости обладатель сервитута сохраняет право на ограниченное использование земли.

Права на землю

Собственник не теряет права владения и распоряжения принадлежащим ему участком.

Данные лица не получают право собственности на обременённый участок, то есть не становятся совладельцами земли.

При каких обстоятельствах можно требовать установления обременения?

Обременение земельного участка сервитутом допускается в исключительных случаях, когда без получения ограниченного доступа к земле заинтересованное лицо не может реализовать свои нужды.

Если речь идёт о публичных сервитутах, инициатором оформления обременения обычно выступает государственный орган или местная администрация. В этом случае ограничение устанавливается на основании акта органа власти, в силу закона или после принятия судом соответствующего постановления.

Чтобы государственная инстанция или суд удовлетворили требование заявителя об установлении обременения, необходимо иметь весомые основания для получения доступа к чужой земле. Например, если организации требуется осуществить ремонтные работы на определённой территории.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

Источник: https://metrtop.ru/zemlya/sobstvennik-uchastka-s-servitutom-i-obladatel-servituta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.