Образование искусственных земельных участков
Строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ)
В наши дни заказчики не надеются на централизованное финансирование капитального строительства, которое сокращено до предела. Тем не менее, планировочная концепция застройки какой-то конкретной территории должна быть обобщенной и многовариантной, укладываться в рамки бюджета заказчика и выделенных ресурсов.
Не так давно в прессе было опубликовано интервью с жительницей города Лесосибирск, которая заключила договор с муниципалитетом и арендовала на 49 лет небольшой остров на Енисее.
Сейчас предпринимательница еще не задумывается о строительстве объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ), но уже навела чистоту и привела в порядок место, необычайной красоты. Летом она организовывала экскурсии, привозила на лодках туристов на остров и даже устроила праздники для выпускников.
Для зимнего сезона идей у арендатора острова нет. Поэтому, по ее словам, за аренду в это время года администрация с нее денег не берет.
Строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ) максимально расширяет технические возможности проектировщиков, которые предлагают уникальные разработки быстровозводимых зданий и сооружений для определенных целей строительства в соответствии с альтернативными путями достижения этих целей. Наверняка среди них будет и такая, которая понравится предпринимательнице, арендующей остров на Енисее.
Давайте вместе рассмотрим, что такой проект должен содержать, кем согласовываться, чтобы строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ) стало возможным и доступным заказчику.
Прежде всего, проект должен содержать:
- указание на планируемое использование ИЗУ с целями предполагаемого целевого назначения, в том числе вида (видов) разрешенного использования ИЗУ. Обращаем ваше внимание, что в таком проекте может быть указан только конкретный объект капитального строительства, для размещения которого сооружается ИЗУ;
- планируемое местоположение ИЗУ.
19 июля 2011 года в России появился новый ФЗ № 246 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», после чего стало возможным строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ).
Само же понятие давно знакомо проектировщикам и строителям, так как использовалось в России с 2006 года, предполагая расширение существующих портов, а также строительство новых портов, баз, зданий и сооружений, используемых для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения субъектов Российской Федерации.
Согласно ФЗ № 246, теперь искусственный земельный участок (ИЗУ) – это сооружение, созданное на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию земельным участком. ИЗУ может прилегать к существующим земельным участкам, либо быть изолированным от них.Чтобы организовать строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ) необходимо знать, что согласно п. 4 ст. 6 закона № 246-ФЗ для сооружения ИЗУ заказчику не потребуется договор аренды на земельный участок (на остров, полуостров, принадлежащие государству). Сам же процесс сооружения искусственных земельных участков разделен по следующим ключевым этапам:
- Подготовка проекта для получения разрешения на создание ИЗУ.
- Согласование проекта для получения разрешения на создание ИЗУ.
- Получение разрешения на создание ИЗУ.
- Заключение договора о сооружении ИЗУ.
- Проведение работ по сооружению ИЗУ.
- Получение разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию.
Согласованием проекта по сооружению ИЗУ занимаются соответствующие федеральные органы, осуществляющие надзор и контроль за водными объектами в РФ и охраняющие их. Максимальный срок согласования проекта на строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ) не может превышать один месяц. Причины для отказа в согласовании проекта перечисляются в Федеральном Законе.
Так же в ФЗ № 246 перечислены работы, необходимые для создания ИЗУ, среди них обязательными являются намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий и:
- подготовка документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ
- выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания ИЗУ
- подготовка проектной документации для создания ИЗУ
По телефону 391 209-09-40 можно получить консультацию о том, как организовать строительство объектов на искусственных земельных участках (ИЗУ) в самые кратчайшие сроки. Звоните!
Источник: https://stroy-trading.ru/information/article/1214-Stroitelstvo-obektov-na-iskusstvennykh-zemelnykh-uchastkakh-IZU
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков
- Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
- Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
- Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
- Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка
- Статья 7. Договор о создании искусственного земельного участка
- Статья 8. Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка
- Статья 9. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка
- Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
- Статья 11. Особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка
- Статья 12. Особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
- Статья 13. Право собственности на искусственно созданные земельные участки
- Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
- Статья 15. , эксплуатация искусственно созданных земельных участков
- Статья 16. Заключительные положения
- Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон “Об экологической экспертизе”
- Статья 18. (утратила силу)
- Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”
- Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”
- Статья 21. О внесении изменений в Земельный кодекс РФ
- Статья 22. О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
- Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”
- Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
- Статья 25. О внесении изменений в Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”
- Статья 26. О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ
- Статья 27. О внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”
- Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон “О концессионных соглашениях”
- Статья 29. О внесении изменений в Водный кодекс РФ
- Статья 30. (утратила силу)
- Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
“Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
25 июня, 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 3 июля 2016 г., 18 июля, 29 декабря 2017 г., 16 декабря 2019 г.
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Президент Российской Федерации | Д. Медведев |
Москва, Кремль
19 июля 2011 года
N 246-ФЗ
Урегулированы вопросы создания на водных объектах искусственных земельных участков. Также речь идет об их использовании и приобретении прав на них.
Под таким искусственным земельным участком понимается объект капстроительства (сооружение), создаваемый на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, путем намыва (отсыпки) грунта или использования иных технологий. После ввода в эксплуатацию он признается земельным участком.
Искусственно образованные территории предназначены для расположения на них объектов капстроительства, не связанных с добычей полезных ископаемых. Их формирование не влечет изменения госграницы России.
Искусственно образованные земельные участки создаются по инициативе органов госвласти, местного самоуправления, физлиц (в т. ч. ИП) и юрлиц.
Решение о создании искусственной территории принимает федеральный или региональный орган госвласти. Это зависит от того, где находится водный объект, на котором хотят сформировать искусственный участок. Если последний создается для обеспечения обороны и безопасности государства, решение принимает Правительство РФ.
Предусмотрена многоступенчатая процедура создания искусственных земель. В ряде случаев она включает проведение 2 аукционов: на работы, необходимые для образования такого участка, и на право заключения договора на его создание.
Определено содержание договора на создание указанного участка.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4594В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ
Изменения вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Источник: https://base.garant.ru/12188105/
Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них
Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью.
Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории.
А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. [1] И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!
Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.
Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком».
[2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к.существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.
Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.
Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. [3] Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте.
В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.
Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к.
они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным.
И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.
Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию.Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст.
102 Земельного кодекса РФ. [4, с.48]
Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст.
3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию.
[5] Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.
Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок.
Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись.
В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением.
В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. [6] Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом.
Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность.
В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО.
В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции. [7]
Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка.
Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением.
Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта. [8]
Отметим, что государственная регистрация первичного права собственности на искусственный земельный участок происходит на основании решения о создании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой собственность, то для регистрации права необходим договор о создании искусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновременной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый паспорт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании. [9] Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.
4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок.
Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет».
Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение.
Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к.
создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков.
Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком.
И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков.А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_остров
Источник: https://moluch.ru/archive/99/22160/