Образование земельных участков находящихся в

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Образование земельных участков находящихся в

В статье представлен анализ процедуры образования земельных участков из земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Установлены основные нововведения в данной сфере, обусловленные вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ.

В Конституции Российской Федерации [1] закреплена норма о том, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизнедеятельности народов, проживающих в границах соответствующих территорий; тем самым, констатирована основополагающее значение земель в правовых отношениях в социальной, экономической, политической и правовой сферах.

Особую роль в данном контексте играют земли, находящиеся в публичной (государственной и муниципальной) собственности. Как следует из государственного (национального) доклада Росреестра, по состоянию на 2017 г. размер земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн.

га, из них в государственной и муниципальной собственности находится 1579,3 млн. га, т.е. 92,2% от всех земель, при этом на собственность граждан и организаций приходится лишь 6,6% (114,1 млн. га) и 1,1% (19,1 млн. га) земель соответственно [8].

Указанными статистическими сведениями подтверждается актуальность в обозримой перспективе вопросов, связанных с правовым регулированием предоставления публичных земельных участков.

Большие изменения в правовом режиме предоставления земель из государственной (муниципальной) собственности произошли в результате разработки и принятия Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ [5].

Бóльшая часть его положений вступила в силу 1 марта 2015 г. Именно с этой даты, по справедливому утверждению Д.С.

Железнова, в Российской Федерации стал действовать совершенно новый порядок представления земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности [9].

Значительные изменения при этом произошли в процедуре образования земельных участков из публичных земель.

Основной законодательный акт, посвященный вопросам образования земельных участков, — это Земельный кодекс РФ [3] (далее — ЗК РФ). В его состав в 2008 г. в целях правовой регламентации образования земельных участков была введена специальная глава I.1 [6], существенно обновленная в 2014 г. Федеральным законом, упомянутым выше.

Первое на что следует обратить внимание, это замена ранее использовавшегося термина «формирование земельного участка» на термин «образование земельного участка». При этом данное понятие осталось в тексте Градостроительного кодекса РФ [2] (далее — ГрК РФ), в качестве примера можно привести его п. 4 ст. 30; при этом ни одном нормативно-правовом акте его дефиниции нет.

Отсутствует на уровне законодательства и формулировка понятия «образование земельного участка». В норме ст. 11.2 ЗК РФ лишь регламентируется общий порядок образования земельных участков.

Согласно мнению А.Л. Корнеева, под образованием земельного участка следует понимать «результат действий, приводящих к возникновению нового участка, т.е.

образование при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, создании искусственных земельных участков или выделе из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [10, с. 39].

Практически аналогичную точку зрения озвучивает и М.Ю. Тихомиров, полагая, что образование земельного участка — это «результат создания нового объекта недвижимого имущества» [12].

Вместе с тем, учитывая, что у земельного участка, в отличие от иных объектов недвижимости, отсутствует свойство рукотворности (исключение составляют искусственные земельные участки), при трактовке понятия «образование земельного участка» необходимо принимать во внимание невозможность вести речь о создании земельного участка в качестве природного объекта, природного ресурса или основы для осуществления хозяйственной деятельности. Образование земельного участка в рассматриваемом случае — это процедура по установлению (изменению) местоположения его границ, по результатам которой земельный участок получает статус объекта государственного кадастрового учета и объекта прав на землю [7, с. 31].

Именно в таком смысле термин «образование земельного участка» используется в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [4], устанавливающей, что результатом образования земельного участка является приобретение им основных характеристик.

Специальные правовые нормы, регламентирующие порядок образования земельного участка из земель и земельных участков, относящихся к категории государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в ст. 11.3 ЗК РФ. Следует особо подчеркнуть приоритет указанной нормы в отношении общих норм ЗК РФ, которые призваны регулировать порядок образования земельных участков (ст. 11.2 ЗК РФ).

Правда, норма п. 11.3 ЗК РФ ограничивается лишь перечислением документов, согласно одному из которых производится образование земельного участка из земель или участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. В их числе:

  1. проект по межеванию территории, утверждаемый согласно ГрК РФ;
  2. проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
  3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Таким образом, выражено законодательное нововведение о том, что земельный участок может быть образован из земель, находящихся в публичной собственности, не просто по решению уполномоченного органа (органа государственной власти или органа местного самоуправления, наделенного правомочием по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах имеющейся компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ), а лишь при наличии указанных в ст. 11.3 ЗК РФ документов. Для этих же целей в главу I.1 ЗК РФ была введена ст. 11.10.

До внесения соответствующих изменений в ЗК РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 г.

, инициатива образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, должна была подкрепляться решением соответствующего уполномоченного органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности.

Тем самым, действовала процедура, предусматривающая предварительное согласование места расположения объекта. В настоящее время указанная процедура упразднена. Новые правила определения границ земельного участка теперь никак не связаны с основаниями его предоставления.

Важно, что в отсутствие утвержденного проекта по межеванию территории образование земельных участков из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории.

При этом, в ЗК РФ особо прописаны специальные случаи, предусматривающие возможность образования земельного участка исключительно при наличии проекта межевания. Речь идет об образовании земельного участка:

  1. из земельного участка, который предоставлен в целях комплексного освоения территории (т.е. комплексной застройки);
  2. из земельного участка, который предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан;
  3. из земельного участка, который предоставлен гражданину в соответствии с правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения;
  4. из земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой согласно законодательству о градостроительной деятельности заключен договор ее развития (к примеру, если предусматривается снесение квартала ветхого жилья для строительства на его месте нового квартала);
  5. из земельного участка, предусматривающего размещение линейных объектов федерального, регионального либо местного значения (трубопровод, линия электропередачи и т.п.).

Представленный перечень позволяет прийти к выводу о том, проект межевания требуется при решении достаточно масштабных вопросов освоения земельных участков. Остальные случаи оставляют возможность использования только схемы расположения земельного участка.

В п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка представляет собой «изображение границ образуемого земельного участка либо образуемых земельных участков в границах кадастрового плана территории».

Новое законодательное решение подготовки схемы земельного участка, согласно утверждению Е.Н.

Маланиной, следует рассматривать «в качестве позитивного изменения процедуры предоставления земельных участков, поскольку им устраняется, по сути, дублирование действий органов государственной (муниципальной) власти» [11, с. 92].

Действительно, согласно ранее действовавшему порядку уполномоченным органом власти сначала утверждалась представляемая заявителем схема расположения земельного участка, в последующем следовало утверждение акта о выборе соответствующего земельного участка, в котором устанавливались его границы.

Действующей редакцией ЗК РФ законодатель путем изменения понятия «схема расположения земельного участка» устранил необходимость утверждать границы земельного участка путем принятия отдельного решения уполномоченного органа власти. Тем самым, были серьезно увеличены шансы заинтересованных лиц (заявителей) на получение земельного участка из государственной (муниципальной) собственности.

В качестве еще одного положительного момента стоит назвать допуск заинтересованных в образовании земельного участка граждан и организаций к подготовке схемы расположения земельного участка.

Утвержденная решением уполномоченного органа власти схема имеет срок действия, равный двум годам (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).

При этом, важно следующее уточнение: в случае пересечения границ земельного участка, образуемого согласно схеме расположения земельного участка, с границами участка или участков, которые образуются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным позднее, чем утверждена схема расположения участка, земельный участок образовывается согласно утвержденной схеме его расположения (в случае, если не истек срок действия решения о ее утверждении).

В целом, обобщая изложенное, можно прийти к выводу о том, что путем внесения соответствующих изменений в текст ЗК РФ была существенно преобразована процедура образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Основная цель нововведений — это упрощение рассматриваемой процедуры.

В настоящее время в процессе образования земельного участка основное значение имеют необходимые для данного образования документы, а не решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Источник: https://novainfo.ru/article/14905

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности

Образование земельных участков находящихся в

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности – это кадастровые работы по формированию совершенно нового земельного участка из земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства.

Выполнение работ включает в себя геодезические измерения границ формируемого участка (определение точных координат участка на местности), подготовку кадастровым инженером межевого плана, подача межевого плана в Росреестр. Результатом работ является занесение сведений о вновь образованном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В каких случаях требуется услуга образования земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности?

  1. в случае необходимости оформления в собственность (прирезка) или в аренду территории, не стоящей на кадастровом учете, смежной земельным участком, находящимся в собственности у заинтересованного лица,
  2. в случае отсутствия в ЕГРН сведений о земельном участке под зарегистрированным строением, находящимся в собственности у заинтересованного лица (предварительное согласование предоставления земельного участка)

На каком основании это делается?

Согласно Земельному Кодексу РФ формирование нового земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с одним из следующих документов:

  • проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
  • проектная документация лесных участков,
  • утвержденная органом государственной или муниципальной власти схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории.

При отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Только на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование следующих земельных участков:

  • образуемых из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территорий,
  • образуемых из земельных участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам,
  • образуемых в границах территорий, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключены договора о их развитии,
  • под многоквартирными домами,
  • для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

В жилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности производится только на основании проекта межевания территории.

Если проект межевания территории не утвержден, то заинтересованному лицу необходимо подать в орган местного самоуправления обращение о возможности внесения в разрабатываемый проект межевания территории сведений об испрашиваемом земельном участке.

В нежилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности может проводиться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в том случае, если проект межевания территории не разработан.

Подготовка межевого плана по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности1 участок площадью до 1000 кв.м15 000 руб.10 раб. дней
1 участок площадью более 1000 кв.миндивидуально10 раб. днейСтоимость зависит от площади и конфигурации участка.

Наши преимущества

Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО.

Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами

Окончательный расчет производится по факту выполнения работ.

Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

  • Уточнение местоположения границ и/или площади земельного участка
  • Акт обследования (снятие с учета объекта капитального строительства).
  • Кадастровые работы по Москве
  • Технический план сооружения
  • Заключение кадастрового инженера
  • Источник: https://cgiku.ru/obrazovanie-zemel-ny-h-uchastkov-iz-zemel-ili-zemel-ny-h-uchastkov-nahodyashhihsya-v-gosudarstvennoj-ili-munitsipal-noj-sobstvennosti/

    Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    Образование земельных участков находящихся в

    Земельные участки образуются двумя методами — путем преобразования существующих участков и посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.

    Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в федеральной, местной или частной собственности.

    Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение информации об участке в ГКН свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.

    Во втором случае образование осуществляется не из какого-то конкретного участка, а из земель государства или муниципалитета в принципе, поэтому фактическое создание участка осуществляется впервые.

    Образование земель из участков государственной или муниципальной собственности в основном производится по решению органов власти, однако есть и исключения:

    • Раздел участков садоводства, огородничества или дач.
    • Раздел земель, полученных на праве бессрочного пользования или наследуемого владения.
    • Образование участков из земель комплексного освоения для жилищного строительства или из земель, расположенных в пределах застроенной территории, по которой принято решение об ее развитии и заключен договор об этом.
    • Участки перераспределяются по статье 11.7 ЗК РФ.
    • Другие предусмотренные законами случаи.

    При образовании участков должны соблюдаться максимальные и минимальные пределы. Предельные размеры определяются градостроительными регламентами.

    Если регламент по участку не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с Земельным кодексом и прочими законодательными актами.

      Также надо учесть, что информация о возможности разделения участка может быть указана в его градостроительном плане.

    Указывать размеры участков и сведения о документах, устанавливающих эти размеры согласно виду разрешенного использования земель должны кадастровые инженеры при осуществлении подготовительных работ для постановки образованного участка или участков на кадастровый учет. К таким работам относится разработка межевого, технического плана и т.п.

    Также при подготовке документации к кадастровому учету, надо установить место расположения его границ. Определяются границы исходя из данных правоустанавливающего документа на землю или сведений, определявших границы участка при его образовании.

    Для подготовки межевого плана используются также решение о предварительном согласовании мест размещения недвижимости, решение о предоставлении участков, документы, хранящиеся в государственном фонде данных, картографические материалы и т.п.

    Право на участок возникает после получения соответствующего решения об его образовании, последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права на участок в ЕГРП. Зарегистрировать право собственности или владения бывшей государственной или муниципальной землей, можно в Росреестре.

    Документы, подаваемые в Росреестр для регистрации образуемого участка:

    • Заявление о регистрации собственности.
    • Документ о выплате госпошлины.
    • Документ, устанавливающий личность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность.
    • Нотариальная доверенность представителя, если пакет документации в Росреестр подает он.
    • Документ, являющийся основанием для регистрации прав на образованный участок (решение органа власти).

    Форма заявки для граждан утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Скачать заявление можно здесь.

    Форма заявки для организаций утверждена Приложением № 2 к приказу. Скачать заявление можно здесь.

    Росреестр имеет право попросить у вас дополнительные документы, не указанные в списке.

    Процесс регистрации права на участок в Росреестре выглядит следующим образом:

    1. Составление и подписание договора всеми его сторонами или получение другого документа, подтверждающего переход права.
    2. Подготовка заявления о регистрации права и сбор пакета документов, прилагаемых к нему.
    3. Оплата госпошлины (для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей).
    4. Подача документов в МФЦ или Росреестр.
    5. По истечении десяти рабочих дней после этого — получение готового свидетельства о регистрации права собственности или владения.

    Уточнить порядок образования участков из муниципальных и федеральных земель, а также последующей их регистрации можно у нашего специалиста. Приходите на консультацию, и наши сотрудники ответят на все ваши вопросы.

    Источник: https://nkk-russia.ru/service/oformlenie-zemli/obrazovanie-zemelnykh-uchastkov-iz-zemelnykh-uchastkov-nakhodyashchikhsya-v-gosudarstvennoy-ili-muni/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.